Влади́мир Алексе́евич ГИЛЯРОВСКИЙ (1855-1935), журналист, писатель.

2 декабря 2015

                      «КОРОЛЬ РЕПОРТЕРОВ»: Владимир ГИЛЯРОВСКИЙ

 В этом году исполняется 240 лет со дня рождения Владимира Алексеевича ГИЛЯРОВСКОГО (1855-1935).

Долгое время считалось, что Гиляровский родился в 1853 году, однако в 2005 году стало известно, что именно 1855 год значится в метрической книге церкви села Сяма, где крестили Владимира, который появился на свет 26 ноября по старому стилю и был окрещён 29 ноября. По мнению архивистов, ошибка справочников и энциклопедий могла быть вызвана статьёй, которую Гиляровский опубликовал в 1928 году к своему, как он считал или утверждал, 75-летию.

Современники  единодушно вспоминали  колоритную, запоминающуюся внешность  «Короля репортеров»: «Широкий, полный, с лицом, дышащий энергией, и с длинными усами былого запорожца, во всём напоминавший гоголевского Тараса Бульбу».

Не только писатели, журналисты, художники, но и ружане считали «своим». Он долгое время проживал в Рузском уезде - сначала  в доме, купленном им в «Малеев­ке» у Ремизова — сотрудника В. М. Лаврова, а с 1923 года - в деревне Картино, что недалеко от Тучкова.

 Вообще-то приезжать на лето в Картино В. А. Гиляровский на­чал еще раньше, два года подряд снимая дачу у местного священ­ника. А когда в 1923 году ему по­дарили участок земли почти в три гектара, он, построил дом и уже до самой смерти с конца марта до конца сентября жил здесь. В живописной местнос­ти, на вы­соком берегу Москвы-реки бы­тописатель Москвы «дядя Гиляй» построил дачу — обыкновенный деревенский, бревенчатый дом.

                                                                                                    Гиляровский в Картино

Сюда каждый год до конца своей жизни при­езжал он из Москвы и жил с марта по конец сентября. На даче в Картине бы­ло шумно и весело: здесь собиралось много гос­тей - писателей, поэтов, журнали­стов и художников. Но Влади­мир Алексеевич много здесь и работал. В Картине им написа­ны книги «Москва и москвичи» и «Люди театра».

К сожалению, подлинный дом не сохранился, его в 1941 году со­жгли фашисты. И только спустя двадцать с лишним лет было ре­шено дом дяди Гиляя восстано­вить по старым фотографиям и со­хранившемуся проекту. Но сде­лать мемориальный музей не уда­лось: слишком мало собралось подлинных экспонатов, вся обста­новка сгорела вместе с домом. И все же сохранить это памятное место, связанное с именем зна­менитого бытописателя Москвы, было необходимо.

 Так, в 1964 году во вновь построенном доме открылась библиотека-музей име­ни В. А. Гиляровского.

В одной из двух комнат была расположе­на библиотека и небольшая кар­тинная галерея. По этим карти­нам и фотографиям  про­слеживалась трудная, насыщенная событиями жизнь В. А. Гиляров­ского.

Владимир Алексеевич Гиляровский был личностью легендарной, неординарной и очень талантливой. Его называли «Королем репортеров» за правдивое, меткое и неподкупное слово.Владимир Алексеевич писал красочно, с исчерпывающей полнотой, а главное сжато. И это было особенно ценным его качеством.

 «Владимир Алексеевич родился 8 декабря (26 ноября по ст.стилю) 1855 года в вологодской губернии в деревне Сяма, близ самой Вологды, в тех местах, куда раньше отправляли ссыльных. Дед и дядя поэта были медвежатникамии обладали необыкновенной силой. Мать-казачка – с Запорожья.

В 1871 году Гиляровский, покинув последний класс Вологодской гимназии, сбежал в Ярославль, поступил там в бурлаки и пошел в лямке до Рыбинска…

17 летним он пришел на Волгу

«Устал, а не спалось,- вспоминает он ночь после первого трудового дня в лямке,- намучился, а душа ликовала; и ни клочка раскаяния, что я бросил дом, гимназию, семью, сонную жизнь и уше в бурлаки. Я даже благодарил Чернышевского, который сунул меня в Волгу…

- И по-бурлацки водку хлестал стаканами…- дополняет поэт «штрихи» своего тогдашнего быта и образа жизни.

 Потом пошел на белильный завод Сорокина в Ярославле. Атмосфера на заводе, где изготовлялись свинцовые белила, убийственная. Работа проводилась при сорокаградусной жаре. Люди отравлялись свинцом, теряли аппетит, хирели, чахли и умирали. Редко кто выживал на заводе два-три года. Сюда шли лишь горемыки-бурлаки, «зимигоры», которым в зиму некуда было деваться…

Но Владимир Алексеевич, обладавший крепким здоровьем, не «сдрейфил» и сдесь. Целый год проработал он на заводе, а затем уше в низовья Волги, а потом на Дон. И ушел он с Волги в то время, когда отжила на ней бурлацкая лямка, ушел последним лямочником». (из очерка Н.С. Власова – Окскова «Последний лямочник»)

Скитания про­должались десять лет. Работал крючником, пожар­ным, был объездчиком ди­ких лошадей, циркачом, провин­циальным актером.   Сменивший множество профессий, он сохра­нил уважение к любой из них.Первые публикации Гиляровского появились в 1873 г.

В 1877—1878 годах доброволь­цем Гиляровский сражался за освобождение Болгарии от ту­рецкого ига — у Шипки, Плевена и Шейново, выступал в га­зете «Россия» с корреспонденциями о балканских делах.

Первая его книга — «Тру­щобные люди» (1887) была полностью уничтожена царской цензурой. Основные его произ­ведения созданы уже после Ве­ликого Октября. В них писатель изобразил тяжелую жизнь бур­лаков, плотовщиков, городской бедноты (мусорщиков, мастеро­вых, ремесленников), которую он наблюдал во время своих длительных скитаний по Рос­сии. В своих героях Гиляров­ский видел прежде всего чело­века.

Друг Чехова и Куприна, он близко знал многих других бле­стящих представителей отечест­венной литературы, живописи, музыки и театра, часто встре­чался с ними. Переписывался с Л. Н. Толстым, позировал великому художнику-демократу И. Е. Репину, знакомил К. Ста­ниславского и В. Немировича-Данченко с обитателями ноч­лежки Хитрова рынка перед по­становкой на сцене МХАТа пье­сы А. М. Горького «На дне». Об этих встречах он ярко и жи­во рассказал в «Людях театра» (1941) и «Москве газетной» (I960), опубликованных после его кончины.

Гиляровский скончался в 1935 году  и был похоронен на Новодевичьем кладбище

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14