«КОРОЛЬ РЕПОРТЕРОВ»: Владимир ГИЛЯРОВСКИЙ
В этом году исполняется 240 лет со дня рождения Владимира Алексеевича ГИЛЯРОВСКОГО (1855-1935).
Долгое время считалось, что Гиляровский родился в 1853 году, однако в 2005 году стало известно, что именно 1855 год значится в метрической книге церкви села Сяма, где крестили Владимира, который появился на свет 26 ноября по старому стилю и был окрещён 29 ноября. По мнению архивистов, ошибка справочников и энциклопедий могла быть вызвана статьёй, которую Гиляровский опубликовал в 1928 году к своему, как он считал или утверждал, 75-летию.
Современники единодушно вспоминали колоритную, запоминающуюся внешность «Короля репортеров»: «Широкий, полный, с лицом, дышащий энергией, и с длинными усами былого запорожца, во всём напоминавший гоголевского Тараса Бульбу».
Не только писатели, журналисты, художники, но и ружане считали «своим». Он долгое время проживал в Рузском уезде - сначала в доме, купленном им в «Малеевке» у Ремизова — сотрудника В. М. Лаврова, а с 1923 года - в деревне Картино, что недалеко от Тучкова.
Вообще-то приезжать на лето в Картино В. А. Гиляровский начал еще раньше, два года подряд снимая дачу у местного священника. А когда в 1923 году ему подарили участок земли почти в три гектара, он, построил дом и уже до самой смерти с конца марта до конца сентября жил здесь. В живописной местности, на высоком берегу Москвы-реки бытописатель Москвы «дядя Гиляй» построил дачу — обыкновенный деревенский, бревенчатый дом.
Гиляровский в Картино
Сюда каждый год до конца своей жизни приезжал он из Москвы и жил с марта по конец сентября. На даче в Картине было шумно и весело: здесь собиралось много гостей - писателей, поэтов, журналистов и художников. Но Владимир Алексеевич много здесь и работал. В Картине им написаны книги «Москва и москвичи» и «Люди театра».
К сожалению, подлинный дом не сохранился, его в 1941 году сожгли фашисты. И только спустя двадцать с лишним лет было решено дом дяди Гиляя восстановить по старым фотографиям и сохранившемуся проекту. Но сделать мемориальный музей не удалось: слишком мало собралось подлинных экспонатов, вся обстановка сгорела вместе с домом. И все же сохранить это памятное место, связанное с именем знаменитого бытописателя Москвы, было необходимо.
Так, в 1964 году во вновь построенном доме открылась библиотека-музей имени В. А. Гиляровского.
В одной из двух комнат была расположена библиотека и небольшая картинная галерея. По этим картинам и фотографиям прослеживалась трудная, насыщенная событиями жизнь В. А. Гиляровского.
Владимир Алексеевич Гиляровский был личностью легендарной, неординарной и очень талантливой. Его называли «Королем репортеров» за правдивое, меткое и неподкупное слово.Владимир Алексеевич писал красочно, с исчерпывающей полнотой, а главное сжато. И это было особенно ценным его качеством.
«Владимир Алексеевич родился 8 декабря (26 ноября по ст.стилю) 1855 года в вологодской губернии в деревне Сяма, близ самой Вологды, в тех местах, куда раньше отправляли ссыльных. Дед и дядя поэта были медвежатникамии обладали необыкновенной силой. Мать-казачка – с Запорожья.
В 1871 году Гиляровский, покинув последний класс Вологодской гимназии, сбежал в Ярославль, поступил там в бурлаки и пошел в лямке до Рыбинска…
17 летним он пришел на Волгу
«Устал, а не спалось,- вспоминает он ночь после первого трудового дня в лямке,- намучился, а душа ликовала; и ни клочка раскаяния, что я бросил дом, гимназию, семью, сонную жизнь и уше в бурлаки. Я даже благодарил Чернышевского, который сунул меня в Волгу…
- И по-бурлацки водку хлестал стаканами…- дополняет поэт «штрихи» своего тогдашнего быта и образа жизни.
Потом пошел на белильный завод Сорокина в Ярославле. Атмосфера на заводе, где изготовлялись свинцовые белила, убийственная. Работа проводилась при сорокаградусной жаре. Люди отравлялись свинцом, теряли аппетит, хирели, чахли и умирали. Редко кто выживал на заводе два-три года. Сюда шли лишь горемыки-бурлаки, «зимигоры», которым в зиму некуда было деваться…
Но Владимир Алексеевич, обладавший крепким здоровьем, не «сдрейфил» и сдесь. Целый год проработал он на заводе, а затем уше в низовья Волги, а потом на Дон. И ушел он с Волги в то время, когда отжила на ней бурлацкая лямка, ушел последним лямочником». (из очерка Н.С. Власова – Окскова «Последний лямочник»)
Скитания продолжались десять лет. Работал крючником, пожарным, был объездчиком диких лошадей, циркачом, провинциальным актером. Сменивший множество профессий, он сохранил уважение к любой из них.Первые публикации Гиляровского появились в 1873 г.
В 1877—1878 годах добровольцем Гиляровский сражался за освобождение Болгарии от турецкого ига — у Шипки, Плевена и Шейново, выступал в газете «Россия» с корреспонденциями о балканских делах.
Первая его книга — «Трущобные люди» (1887) была полностью уничтожена царской цензурой. Основные его произведения созданы уже после Великого Октября. В них писатель изобразил тяжелую жизнь бурлаков, плотовщиков, городской бедноты (мусорщиков, мастеровых, ремесленников), которую он наблюдал во время своих длительных скитаний по России. В своих героях Гиляровский видел прежде всего человека.
Друг Чехова и Куприна, он близко знал многих других блестящих представителей отечественной литературы, живописи, музыки и театра, часто встречался с ними. Переписывался с Л. Н. Толстым, позировал великому художнику-демократу И. Е. Репину, знакомил К. Станиславского и В. Немировича-Данченко с обитателями ночлежки Хитрова рынка перед постановкой на сцене МХАТа пьесы А. М. Горького «На дне». Об этих встречах он ярко и живо рассказал в «Людях театра» (1941) и «Москве газетной» (I960), опубликованных после его кончины.
Гиляровский скончался в 1935 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище