Белые узоры и цветной переплет

Интервью с Андреем Игнатьевым в газете "Красное знамя"

10 окт. 2019 г

Как мы уже сообщали, в Рузском краеведческом музее проходила выставка «Резьба по скорлупе и вышивка лентами» Андрея и Инны Игнатьевых из сельского поселения Дорохово. Это уже четвертая выставка супругов Игнатьевых в музее, и каждый раз её коллекция пополняется новыми экспонатами. Инна Юрьевна Игнатьева имеет два образования: модельер-конструктор и учитель технологии, работает в Дороховской школе. Прикладное искусство всегда занимало важное место в её жизни. Инна Юрьевна прекрасно шьет, вяжет спицами и крючком, занимается лоскутной пластикой, вышивкой. Восемь лет назад увлеклась вышивкой картин атласными лентами, которой посвящает свое свободное время. Андрей Евгеньевич Игнатьев получил специальность «Огранщик алмазов в бриллианты», но по профессии не работал, а устроился на Дороховский стекольный завод токарем. Во время перестройки занялся строительством. Когда семь лет назад Андрей Евгеньевич увидел в интернете работы мастеров по резьбе яичной скорлупы, решил освоить эту технику самостоятельно. На сегодняшний день его коллекция насчитывает уже более 150 экспонатов. С 2015 года Андрей Евгеньевич является членом международной ассоциации резчиков по яичной скорлупе. В 2015 году он участвовал в конкурсе «Наше Подмосковье» и получил премию губернатора Московской области в номинации «Творческое Подмосковье». О своем удивительном хобби Андрей Евгеньевич рассказал корреспонденту «КЗ».

– Андрей Евгеньевич, какими специальными инструментами вы пользуетесь при выполнении работ?

– Первый инструмент я купил в Рузе в строительном магазине за 1500 рублей. Называется он гравер – маленькая дрель с гибким валом. Я решил не брать сразу дорогие приспособления, так как не был уверен, что буду серьезно заниматься резьбой. Позже приобрел стоматологические инструменты у знакомого зубного врача, купил боры в магазине для ювелиров «Сапфир». Иногда работаю резцами и штихелями – это как стамеска, гравирует металл. Покупать такие инструменты очень дорого, поэтому штихели я сделал сам, так как работал пятнадцать лет токарем на стекольном заводе и разбираюсь в этом. 

– Вы сами осваивали технику или были учителя, которые помогали советом?
– Я всему учился сам методом проб и ошибок. В интернете никто ничего не рассказывает и не делится опытом. Все только показывают картинки. Есть одесский форум, на котором собираются мастера отовсюду – там немного подглядел. С перепелиными яйцами почти никто не работает, так как они очень хрупкие, ведь толщина скорлупы всего 0,3 мм. 

– С какими яйцами проще работать?
– Самые лучшие – гусиные и страусиные, потому что они крепкие. Сложно всегда с перепелиными яйцами, 5 из 10 обычно уходят в брак. 

– Сколько времени тратите на каждый шедевр?
– Времени обычно уходит много. Страусиное яйцо с рисунком бабочки я делал 20 вечеров. Но это интересно, захватывает и хочется работать и работать.

– Планируете ли вы превратить хобби в средство ­заработка?
– Я не думал об этом. Вряд ли кто-то станет покупать такой товар, ведь это ручная работа и будет стоить дорого. За границей цена яиц варьируется от 300 до 5000 долларов. 

– Используете ли вы закрепители для скорлупы, чтобы не трескалась при обработке?
– Не получается использовать, буры забиваются. Другие мастера пробуют обрабатывать жидким стеклом и строительной грунтовкой, но это только мешает работе инструмента.  Некоторые покрывают лаком для волос от воздействия ультрафиолета, чтобы не портились, но я не обрабатываю ничем.

– Где берете материал?
– Куриные и перепелиные покупаю в магазине. Яйца африканского страуса тоже найти несложно. Я езжу на ферму «Русский страус», которая находится недалеко от Серпухова, это 120 километров от Дорохова. Труднее всего найти гусиные яйца, потому что гусей выращивают на мясо, а яйца продают очень редко.

– Отбеливаете скорлупу?
– Специально не отбеливаю. Когда яйцо выдувается, остается пленка. Пленку нужно убирать, потому что если этого не сделать, она протухнет. Чтобы её убрать, в пустую скорлупу заливается хлорсодержащий раствор, который разъедает пленку, оставляя скорлупу невредимой. От такого раствора крапинки на перепелиных и индюшиных  яйцах смываются. Проводишь по ним пальцем, и они очищаются, как будто нарисованы гуашью. Поэтому перепелиные и индюшиные скорлупки, которые вы видите на выставке, белые. Белые скорлупки лучше подходят для моего творчества, потому что на темных не видно рисунка. Некоторые мастера сначала режут рисунок на яйце и только потом удаляют пленку. Но бывают моменты, когда в процессе работы пленка держит трещинки, и когда она растворяется, рисунок портится, и весь труд идет насмарку.

– Что самое сложное в работе?
– Для меня сложнее всего – нарисовать на яйце изображение, которое потом нужно будет вырезать. Я не художник, и поэтому приходиться расчерчивать яйцо на полосы, квадратики, а потом наносить рисунок. Свою работу я облегчил, как мог: обзавелся лупой, изготовил специальный стол для работы. От страусиных яиц очень много пыли. Раньше мне приходилось пользоваться медицинской маской, а сейчас я сделал специальную вытяжку.

– Есть ли у вас другие творческие увлечения, кроме резьбы по скорлупе?
– Мне нравится что-то строить, конструировать, создавать разные предметы – от дачных приспособлений до элементов домашнего интерьера. Дом, в котором сейчас живу, построил своими руками. Это тоже своего рода творчество.

Газета "Красное знамя"

 

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14