тел. 8 (496 27) 2-34-83

«Рузский щит» выдержал испытания….

Третий год Рузский краеведческий музей  успешно осваивает новое  направление работы – музейную педагогику. Музейные программы «Ручейки времени», «Путешествие по реке времени», «Музей в чемодане» заслужили положительные оценки и благодарные отзывы слушателей. 

 
В этом учебном году мы подводим итоги реализации  военно-патриотического проекта  «Рузский щит». Уже  в самом названии слышатся отзвуки  былых сражений  и героических страниц  Рузского края в истории столицы нашей Родины.  
 
На протяжении столетий Руза была  западным форпостом столицы, её защитницей. И не случайно,  на старинном гербе Рузы изображены четыре скрещённых меча «в знак многих сражений, случившихся при сем городе». Рузский край на протяжении веков овеян немеркнущим ратным подвигом защитников Москвы и от  нашествия татаро-монголов, польско-литовских интервентов, французской армии Наполеона, немецко-фашистских захватчиков. Более 90 памятников и воинских захоронений времён Великой Отечественной войны находятся на территории Рузского района. До сих пор некоторые топонимы края доносят до нас память о войне 1812 года (в окрестностях деревни Орешки «французский» лес, река Чурилка).
 
«Рузский щит» - проект пилотный, предназначен для учащихся средних классов, но может легко адаптироваться   для детей младшего возраста и  старшеклассников. Рассматривая события  военной истории страны через призму истории родного края,  школьники получают уроки патриотизма,  уважения к опыту предыдущих поколений, осознают  их преемственность, ощущая  свою причастность к историко-культурному процессу.  
 
Лекционный материал занятий органично сочетается с демонстрационным  – слайдами, видеоматериалами, экспонатами и их копиями. Показ анимационных  фрагментов позволяет  не только расширить границы учебника, но и сконцентрировать внимание учащихся, усилить интерес  к изучаемой теме. Широко используются и другие  формы работы:   беседа, конкурсы, викторины по  военной тематике.   А краеведческая направленность материала делает его  более знакомым, близким, усиливает конкретность и наглядность восприятия.
 
Тематика занятий охватывает период XII-XIII в до настоящего времени. Сюда включены 6 следующих тем: «Войско Древней Руси», «Тростенская битва», «Вооружение русской армии 14-16 веков. Смута на территории Рузского края», «1812 год. Рузский край в пламени Отечественной войны», «Битва под Москвой: рубеж мужества», «Афганистан:  боль моей души….».
 
Но главная особенность наших музейных занятий - в создании интерактивной среды, в формировании  активного интереса  к   музейным предметам.  Здесь важна не простая констатация фактов, а активное взаимодействие с экспозиционным материалом, возможность прикоснуться, потрогать, повертеть.   Кто же  откажется  примерить на себя  кольчугу, русский  шлем, щит, копьё и  погрузиться в историческую атмосферу, представив себя русским воином. Апробация пилотного проекта проходила на базе Кожинской средней общеобразовательной школы Рузского района.
 
 
В канун 200-летия Бородинского сражения тема «1812. Рузский край в пламени Отечественной войны» получилась не только актуальной, но и эмоционально насыщенной. Анимационный фрагмент о начале войны и продвижении французских войск  органично дополнил лекционный материал. При подготовке урока использовались статья кандидата исторических наук С.А.Малышкина  «Рузский уезд Московской губернии в эпоху Отечественной войны 1812 г»,  «Материалы научной конференции «Отечественная война 1812 года» Бородинского военно-исторического музея-заповедника (Бородино, 1997.-294с.),  работы рузских краеведов  П.Ф.Дужева, П.Георгиевского, И.В.Гаврилова и других, опубликованные в  районной газете «Красное знамя». 
 
Скучать не пришлось. В процессе занятия ребята подержали в руках настоящий пистолет и саблю,  познакомились с наградами этого периода,  увидели форму русских и  французских солдат. Такое совсем небольшое интерактивное путешествие во времени помогло почувствовать «дыхание эпохи».  Этот приём обучения психологи считают очень эффективным и называют его - «Знание через руки». 
 
Позитивные настроения ребят и отзывы  говорили о том, что каждый  приезд музейных работников  становится для них маленьким праздником. А  это значит, что музей выполняет свою главную задачу– обеспечивать не только  созерцательное восприятие, но и способствовать активным образовательному и воспитательному  процессам.
 
   
 

8 (496 27) 2-34-83

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14