Владимир Федорович ДЖУНКОВСКИЙ (1865-1938)

 В этом году исполняется 150 лет со дня рождения  Владимира Федоровича ДЖУНКОВСКОГО (1865-1938),  губернатора Московской губернии (1905-1913), товарища (заместителя) министра внутренних дел, 

командира Отдельного корпуса жандармов (1913 - 1915). До сих пор это одна из самых неоднозначных фигур в политической истории Московской губернии.

 

Наш особый интерес к этому человеку вызван тем, что  в его личных дневниках (кстати, хранившихся в спецхране) неоднократно упоминался  и Рузский уезд. Дневники, которые Джунковский вел с юности почти ежедневно, материалы из личного архива: разного рода постановления и приказы, вырезки из газет, письма, фотографии, позже стали  основой книги «Воспоминания» (1997).

 

Например,  в этой книге автор подробно описал Дело Рузского уездного съезда в судебной палате, касающееся уездного предводителя П.Д.Долгорукова, которого обвиняли в незаконной раздаче зерна крестьянам. Кроме этого, одна из школ Рузы начала XX века носила имя Джунковского.

 

Род Джунковских известен в истории  с имени деда В.Ф. Джунковского Степана Семеновича Джунковского (1762 — 1839). Благодаря его заслугам род Джунковских был внесен в Дворянскую книгу Полтавской губернии. Под родовым гербом на латинском языке был написан девиз — «Богу и ближнему».

 

Именно  в духе девиза «Богу и ближнему» воспитывали родители и Владимира Джунковского. Этому девизу он не изменит в течение всей жизни.

 

За десять лет, с 1905 по 1915 г., Джунковский прошел путь от капитана до генерал-майора Свиты, получив в эти же годы сначала должность вице-губернатора и московского губернатора, а затем - командира Отдельного корпуса жандармов и товарища (заместителя) министра внутренних дел.

 

Джунковский принадлежал к администраторам столыпинского типа, которые не только осознавали необходимость преобразования страны, но и достойно служили России. Свои должностные обязанности  губернатор Джунковский выполнял  с необыкновенной добросовестностью и вниманием к человеку. Он был настоящим хозяином губернии – доступным, справедливым, хорошо знающим свое «хозяйство».

 

На время губернаторства Джунковского приходится расцвет культурной и общественной жизни Москвы, быстрое развитие городского хозяйства,  открытие новых учебных заведений, благотворительных и просветительских обществ, памятников, музеев, храмов.

 

Он лично принимал участие в ликвидации стихийных бедствий — московского наводнения 1908, лесных пожаров и т. п., завоевав огромную популярность у населения.

 

Особую благосклонность царя Джунковский  получил  за  образцовую организацию всероссийских торжеств  столетия Бородинского сражения.

 

Джунковский лично обустраивал музей в Инвалидном домике, приобретал мебель и экспонаты,  за свой счет купил 12 саженей крестьянской земли, чтобы устроить дорогу от Инвалидного домика к Бородинскому монументу. Впоследствии крестьяне Можайского уезда ходатайствовали о помещении поясного портрета губернатора в Инвалидном домике за его внимание к нуждам уезда.

 

В январе 1913 Джунковский был назначен товарищем (заместителем) министра внутренних дел и командиром Отдельного корпуса жандармов, фактически руководителем политической полиции империи.

 

Газета "Утро России" писала, что проводы Джунковского объединили всю Московскую губернию - "лицо стороннее могло бы подумать, что покидает Москву отмеченный исключительным народным вниманием общественный избранник, отбывающий отстаивать перед чиновным Петербургом народные нужды".

 Источник: http://starosti.ru.

 

 

Газета объясняла это тем, что Джунковский, которого злейший враг не назвал бы либералом, был губернатором, который никогда не ставил свое губернаторство выше закона. После оставления им поста губернатора семь уездных городов Московской губернии Серпухов, Коломна, Подольск, Клин, Верея, Можайск и Воскресенск присвоили ему звание почетного гражданина, а в Рузе его имя присвоили открывшейся школе.

 

В 1913-14 на посту руководителя политической полиции Джунковский провел реформу системы политического сыска, в том числе

- упразднил большинство районных охранных отделений;

-повел решительную борьбу с провокацией, запретил вербовку агентуры среди учащихся средних учебных заведений и военнослужащих,

-отказался от услуг множества агентов, в том числе уволил члена РСДРП(б), депутата IV Государственной Думы Р. В. Малиновского,

-провел чистку среди своих сотрудников, освободившись от запятнавших себя нечистоплотными методами работы, прежде всего директора Департамента полиции С. П. Белецкого.

До сих пор не ослабевает интерес современных специалистов  к реформаторским идеям бывшего губернатора.

 

В июне 1915 Джунковский лично представил Николаю II доклады секретных агентов об оргиях Григория Распутина и его высказываниях, компрометирующих царскую семью. Царю это не понравилось,  и это стало причиной удаления его от двора.

По личной просьбе Джунковского осенью 1915  он  был отправлен на фронт, где командовал бригадой, затем — 15-й Сибирской стрелковой дивизией на Западном фронте и  4 октября 1917 был назначен командиром 3-го Сибирского армейского корпуса.

В экстремальной ситуации двоевластия в армии после Февраля 1917 г., угрожающей его жизни, Джунковский остался верен всем тем нравственным и правовым принципам, которыми он руководствовался во времена своего губернаторства.  Авторитет и уважение среди солдат помогли Джунковскому  сохранить  жизнь, достоинство и даже боеспособность его армейских подразделений.

 

После Октября 1917 г. Джунковский находился под следствием, отбывал наказание по приговору революционного трибунала и после освобождения жил в качестве пенсионера в Советской России.

В. Ф. Джунковский во время заключения в Таганской тюрьме (1919-1921).
Портрет хранится у Ольги Валентиновны Савченко, правнучки 0.Ф.Гершельман, сестры Джунковского.

 

Этот был наиболее драматичный этап его биографии. Но сохраняя лояльность советской власти, он,  так и не смог принять в душе новые порядки и особенно антирелигиозную политику нового государства.

Вера помогла Владимиру Федоровичу достойно встретить его трагический конец – расстрел на Бутовском полигоне 26 февраля 1938 г. по недоказанному обвинению в контрреволюционной деятельности.

 

Теперь, узнавая и переосмысливая многие факты истории, спустя много лет после его кончины, Джунковского можно с полным основанием назвать патриотом, который достойно служил России и воплощал в своей деятельности христианские заповеди любви к Богу и ближнему.

 

Еще по теме:

 

Джунковский В.Ф. Дело Рузского уездного суда в судебной палате, касающееся судебного предводителя П.Д.Долгорукова

Долгоруков П.Д. Биографический словарь

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14