ВОСКРЕСЕНСКОЕ, КОЖИНО тож.. История села и усадьбы

На правом берегу Москвы - реки, в нескольких километрах от Старой Рузы около маленькой речки Елицы, расположилось село Кожино. Это название чаще всего ассоциируется у местных жителей с расположенными там тубсанаторием №58  и поселком Кожино, построенными уже в послевоенные годы.

Однако история этих мест восходит к XVII веку. В 1646 году село Кожино в Фоминском стане Рузского уезда было куплено и стало вотчиной Ивана Маркова, сына Поздеева. При нём построена  деревянная церковь Воскресения Христова, и Кожино стали назвали селом Воскресенским.

 

Фрагмент из книги братьев Холмогоровых «Рузская десятина» СС.60-64

 Первые упоминания о Воскресенской церкви встречаются в церковных метрических книгах по Горбовской волости Рузского уезда Московской губернии в 1786 году. В окладных книгах того времени можно прочитать:

«По книгам Рузския десятины старосты поповского Предтеченского попа Трофима в нынешнем в 1646 году прибыла вновь церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в вотчине Ивана Поздеева, села Воскресенского, дани 2 алтына, десятильничих гривна». Величина оклада показывает, что село Кожино уже в это время было довольно состоятельным. После Ивана Маркова Поздеева, село с деревянной церковью в 1672 году досталось его вдове Марии с детьми, Петром и Борисом.

 В 1682 году село принадлежало боярину Григорию Никифоровичу Собакину, потом его сыну Михаилу Собакину, и после оно продано Ивану Максимовичу Языкову, а в 1699 году утверждено за сыном его Семёном Ивановичем. И после смерти Семёна оно досталось, в 1701 году, его вдове Авдотье Ивановне Языковой.

Первоначально церковь Воскресения Христова была, видимо, только усадебной и содержалась владельцами села. Но в 1703 году помещица Языкова отделила от своих владений земельные угодья прихода. В это время церковный приход составлял около 50 крестьянских дворов в Кожине и в соседних деревнях: Тимофееве, Баранове, Белках и др.

Позднее село  тоже неоднократно меняло своих хозяев: стольник князь Пётр Александрович Кардадинов (1715), князь Николай Сергеевич Долгоруков (1762).

В начале XIX века село находилось во владении князя Петра Алексеевича Хованского, при котором примерно в 1808 году «вдалеке от жилья, на поле» началось строительство каменной церкви, был заложен фундамент и начато возведение стен. Война 1812 года помешала достроить церковь, она «стояла без присмотра, много камня растаскали, кирпич испорчен».

Новый владелец, князь Александр Петрович (1821) разобрал недостроенную Хованским церковь. Камень, который был пригоден, оставлен на хранение для фундамента под новую церковь. Место для нового храма было выбрано на старом погосте, возле деревянного, который по планам должен был быть сломан после постройки нового.

Летом 1822 года Урусов собирался приступить к сооружению новой каменной церкви, проект которой предусматривал объединение храма с колокольней с помощью «открытой галереи с каменными столбами».

Неизвестно, было ли начато строительство церкви летом 1822 года. По архивным сведениям 1907 года храм был сооружён в 1842 году тщанием действительного статского советника Михаила Ивановича Микулина.

Очень важным событием в жизни села стало перенесение в Кожино летней  резиденции помещика Почетного гражданина Николая Давидовича Морозова из ветви Морозовых - Абрамовичей. На высоком берегу Москвы-реки у слияния её с небольшой речкой Елицей был построен грандиозный по тем временам комплекс, включавший основное здание усадьбы, церковь, парк, оранжерею и массу хозяйственных сооружений (хлебопекарню, сараи псарню, помещение для прислуги и т. д.). Управляющим  был обрусевший немец ар­хитектор Николай Федорович Гуларт.

Барский дом был в центре высотою в полтора этажа, с мезонином и не отличался богатством отделки фасадов. Центральный фасад был выделен ризалитом с четырёхколонным портиком композитного ордера, обрамлявшими площадки веранд. Балюстрадой завершался и мезонин дома. Усадьба славилась фруктовыми садами, богатыми урожаями яблок.

В 1892 году земство от­крыло здесь трехклассную на­чальную школу. Морозов взял на себя содержание в приюте (обще­житии) крестьянских детей отда­ленных деревень, которых приво­зили в понедельник и увозили в субботу родители.

 

                    Так выглядел усадебный дом в 50-х годах ХХ века

Н.Д. Морозов был очень привязан к этому уютному уголку Подмосковья: охота, рыбная ловля, разведение гончих собак, а их на псарне было до 75 штук. Но жизнь владельца усадьбы оказалась короткой: 27 ноября 1906 года в возрасте 36 лет от скончался от водянки. Согласно воле усопшего он был погребен за алтарем Воскресенской церкви, так как  много содействовал ее благоукрашению, являясь церковным старостой. Обряд отпевания совершили священник Михаил Архангельский и псаломщик Н. Громов.

Часть движимого имущества: капитал в 40 тыс. руб., а также все золотые и серебряные вещи он завещал своей даме сердца, венгерской певице Эстер Пошар. Сама же усадьба по завещанию перешла к его двоюродному брату со стороны матери – Н.А. Алексееву. Священнику местного храма Морозов завещал 1 тыс. руб.

После революции в бывшем имении Морозова была открыта шестиклассная школа с агроно­мическим уклоном. У школы бы­ла земля, рабочий и продуктив­ный скот. Здесь ученики прохо­дили практику по сельскохозяйст­венному производству. Была она одно время образцовой. Часть помещений  усадьбы стали использоваться под склады.

Позже Морозовские дома приобрел здравотдел Октябрьского района г. Москвы. Был здесь детский са­наторий типа лесной школы. Однако в середине 50-х годов оно было снесено по распоряжению Культстроя. А на его месте было построено ныне существующее здание детского сада. В течение некоторого времени существовала оранжерея, но без необходимого ухода скоро пришла в упадок  и не сохранилась.

В моменты активной жизнедеятельности усадьба была типичной усадьбой того периода со всей дворянской атрибутикой - церковным приходом, большим штатом прислуги, прогулками на каретах и даже псовой охотой. Охотились в  лесу  в  районе  водонапорной  башни в деревне Старониколаево. О великолепии усадебного комплекса можно сейчас судить лишь по сохранившейся церкви да чудом уцелевшим фотографиям.

 

Церковь Воскресения Христова в с.Кожино Рузского района

 

                                                                  Литература

Бондарева Н. Памятники архитектуры Подмосковья. Дворянские усадьбы, монастыри и храмы  http://nataturka.ru/

Моченов К. Кожино / Красное знамя, 1970.

Филаткина Н.А. «Морозовские подмосковные по воспоминаниям последних владельцев»// Русская усадьба №10 (26), М., 2004, с. 465-467.

Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы, М., 2006, стр. 173

 

Проезд на автомобиле:

от Москвы по Можайскому шоссе до поворота  на Дорохово на трассу [А 108], на север — 11 км до поворота на  Кожино  и 7 км до самого населенного пункта.

от Рузы на юг, в сторону Дорохово, в районе населенного пункта Нестерово повернуть на Лобково и Кожино.

 

Об истории названия села КОЖИНО (Топонимические заметки)

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14