Рузский дворик Александра Артёменкова

Напоминаем, что на сайте нашего музея можно посетить виртуальную фотовыставку Александра Артёменкова "Весна в Рузском крае"

Интервью с фотографом вышло в газете "Красное знамя"№39 от 8 октября 2020 г.

 

Рузский дворик Александра Артёменкова 

В Рузском краеведческом музее открыта виртуальная выставка фотографий Александра Артёменкова «Весна в Рузском крае».

Пожалуй, нет ни одного места в нашем округе, которое не попало бы в его объектив: каждый раз Александр находит новые ракурсы и показывает привычные жителям пейзажи в необычных интерпретациях.

Люди занимают в его творчестве особое место.  Фотографу интересен «маленький человек»: неприметный, неуспешный, совершенно обычный.

Одних зрителей его работы вдохновляют своей самобытностью, других раздражают неприкрашенной реальностью.  Но никого не оставляют равнодушным! Вот что рассказал нашему корреспонденту сам Александр Сергеевич.

У истоков

Я родился и вырос в поселке Тучково. Еще в школьные годы увлекся фотографией, посещал фотокружок. Мы сами печатали снимки, затем разбирали их достоинства и недостатки с преподавателем. В кружке много внимания уделяли технологии проявки и печати, но, к сожалению, занятий по композиции и построению кадра проводилось немного. Этому я учился уже позже у других мастеров.

В Поречье живет интересный человек, талантливый фотограф Сергей Смирнов, который в своё время работа в редакции газеты «Красное знамя». В самом начале своего пути я показывал ему свои снимки. Из ста фотографий он выбрал только одну, назвал её нестандартной и сказал, что все остальные слишком банальны. Он рассказал мне об основах композиции, подарил книги по фотографии и посоветовал прийти к нему через год. Так я и сделал. Уроки Сергея Смирнова не прошли даром, и я безмерно ему благодарен за это.

Однажды я случайно встретил на улице человека, у которого на шее висел большой фотоаппарат. Мы снимали один и тот же сюжет и разговорились. Он оказался москвичом, живущим на даче неподалёку. Это был известный фоторепортёр Владимир Павленко. Ему я тоже показал свои работы. Володя посоветовал расширить тематику, рассказал мне тогда многое о жанровой фотографии.

Вышел в народ

Владимир Павленко снимал социальные репортажи. Научил меня многим секретам уличной фотографии. Именно ею я и увлёкся. Когда появился интернет, стал изучать творчество и других фотографов, которые работали в этом жанре. Это Анри Картье-Брессон, Артём Житенёв, Сергей Максимишин, Александр Слюсарев, Алексей Мякишев, Александр Петросян и другие. Ведь в фотографии, в отличие от прочих видов искусства, не считается зазорным подражать кому-либо. Но постепенно, с годами, у меня стал вырабатываться и свой собственный стиль.

Много лет назад я снимал только пейзаж, принимая человека в кадре за ненужный раздражающий элемент. Но с течением времени пришло понимание, что люди в некоторых случаях являются выразительной и неотъемлемой частью композиции.

Фотографировать уличное пространство порой бывает страшно: супермаркеты, рынки, парки находятся под бдительным оком видеокамер и сотрудников ЧОП. Я не говорю сейчас о городских достопримечательностях и туристических тропах, где бывалому фотографу скучно снимать открыточные виды. Есть, конечно, те, кто ищет интересные жанровые сюжеты и там.  Но обычная улица – это субстанция напряженная, даже если внешне она отполирована и приукрашена. Поэтому фотографу, снимающему в городе и в селе, порой непросто сделать достойный кадр.

Со стороны кажется, что в многоликой толпе на одинокого человека с камерой, который старается быть незаметным для окружающих, никто не обращает внимания. Но это иллюзия.

Человека на улице сегодня тяжело фотографировать. Многим это не нравится. Кроме того, существует множество людей, страдающих шпиономанией. С развитием интернета и информационных технологий горожане стали подозрительнее, фотокамера их раздражает, причём как в мегаполисе, так и в провинциальном городке. Порой человеку кажется, что его оскорбили, сфотографировав на улице.

Реакция может быть совершенно полярной: от полного безразличия, радости до агрессии. В погоне за позитивными жанровыми фотографиями реальности доброжелательного «щелкунчика» могут заподозрить в чём угодно даже при съёмке неторопливой и размеренной жизни где-нибудь в городском парке.

Без прикрас

Моя работа помогла мне познакомиться с интересными людьми. В городе, например, я встретил художника, рисующего тот же храм, который я фотографировал. Вообще мне нравятся глубокие беседы, хотя иногда устаю от общения, хочется поехать в уединённое место и снимать пейзаж. Поэтому всегда работаю по настроению: иногда фотографирую людей, иногда природу.

Я всегда стараюсь запечатлеть реальность, не приукрашивая её. Жизнь состоит не только из счастливых моментов, но и из грустных. Уличные фотографы если и облекут свои снимки в красивую форму, то они станут неизбежно лицемерными и успокаивающими. Горькая правда расстраивает людей, но всё же в ней есть своя особая красота. Правда, спрятана она глубоко, её сложно увидеть. В каждом уличном фотографе живёт вера в мужество зрителей, вернее их читателей, ибо фотографии эти должны не рассматриваться, а прочитываться.

Однажды снимал людей без определённого места жительства. Им всё равно, как они будут выглядеть на фото и что о них думают окружающие. Они относились ко мне с пониманием и очень удивлялись, что я интересуюсь ими. Я помогал таким людям чем мог. Своими снимками хочу показать, что рядом с нами есть те, кто нуждается в помощи, чтобы люди, глядя на фото, делали все возможное, чтобы не дойти до такой жизни.

О природе

На заре своего творчества я решил снимать храмы. Это случилось в 90-е годы, когда все они были в полуразрушенном состоянии, некоторые частично отреставрированы. Помимо церквей фотографировал и пейзажи.

Иногда ездил в места, где есть красивая природа.

Мое любимое время года для съемки – весна. Это конец апреля, май, когда можно поймать первые тёплые деньки, просыпается природа, а деревья еще не распустились до конца и не загораживают дома и церквушки.

Съемки интересных сюжетов обычно требуют много вложений на поездки в уникальные места. Я редко путешествую, но если приезжаю в новый город, то много снимаю, потому что никогда не знаю, удастся ли вернутся туда еще раз. Когда был в Болгарии, то много снимал Несебр – курортный городок на берегу моря. Есть в моей коллекции и пейзажи Суздаля, Нижнего Новгорода, Соловков. Но в основном снимки сделаны в родной Московской области.

Чтобы пейзаж был интересен, в нем обязательно должно присутствовать что-то одухотворённое, например, человек или животное. В живописи это называется стаффаж. Иногда, чтобы поймать такой сюжет, приходится долго ждать, пока в кадре появится птичка, кошка или собака, проедет сельский житель на телеге. Есть даже специальный приём: если в пейзаже нет человека, то можно поставить камеру штатив, настроить таймер и снимать себя со спины или сбоку. Даётся 10 секунд чтобы войти в кадр. Я так не делал, но знаю, что этот прием многие используют.

Так как я местный житель, в моем архиве очень много снимков, сделанных в нашем Рузском округе. Некоторые места фотографирую постоянно. Например, площадь Партизан в Рузе, Городок, храмы. Я снимаю их в разные времена года и при разной погоде. Объект можно запечатлеть во время дождя, после дождя, при тумане или снегопаде, и каждый раз он заиграет по-новому.

К тому же, в одно и то же место приходят самые разные люди, поэтому и местность меняется. Важно, с какой стороны ты смотришь: с севера, с юга, с запада или с востока. Также пейзаж смотрится по-разному с разных точек. Некоторые фотографы покупают коптеры, чтобы сделать вид сверху. Мне же нравится нижний ракурс, так называемый «взгляд кошки», а также отражение и необычное освещение.

Откровенно говоря, идеальный для меня сюжет фотографии воплощён в картине Василия Поленова «Московский дворик». Там изображён залитый солнцем двор, церковь, люди, дети. Сюжеты, объединяющие природу, архитектуру, людей и животных особенно привлекают.

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14