Русский итальянец Рузского района
Осип Иванович БОВЕ (1784-1834)
Я хочу рассказать, как красива и талантлива земля, на которой я живу, моя малая Родина - Подмосковье.
Трудно, наверно, найти москвича или жителя Подмосковья, который никогда бы не видел Триумфальных ворот. Они стоят в самом конце Кутузовского проспекта, там, где он, расширяясь, образует продолговатую площадь, - площадь Победы. Триумфальные ворота красивы. Монументальное сооружение двадцати восьми метровой высоты с широким пролётом массивно, торжественно, даже помпезно, но в то же время кажется удивительно пропорциональным и лёгким.
30 ноября 1834 года был подписан акт о передаче Триумфальных ворот на попечение Комиссии для строений в Москве. С этого дня начинается отсчёт долгих лет службы московских Триумфальных ворот как символа блестящей победы русского оружия в борьбе с наполеоновским нашествием.
Если вы когда-нибудь были в Москве, то обязательно посетили Красную площадь и удивились стройному композиционно-архитектурному решению главной площади страны. А потом, наверняка, зашли в Александровский сад и кроме Вечного огня и Почётного караула -святынь нашей Родины, оценили необычный грот с дорическими колоннами - когда-то украшавший кремлёвский сад, протянувшийся вдоль кремлёвской стены на месте только что заключённой тогда в трубу Неглинки.
Сейчас трудно себе представить, что там, где ныне возвышается здание Большого театра, была полупустынная местность, затопленная Неглинкой, по правому берегу которой шла дорога из Новопетровского монастыря в Кремль. Большой театр, площадь перед ним - одна из ключевых зон архитектурного ансамбля столицы. Невозможно представить Москву без Большого театра. Невозможно не увидеть, не заметить его, проезжая через город. А Театральная площадь представляет вторую по величине после Красной площадь Москвы.
Все эти и многие другие архитектурные сооружения в Москве имеют своего автора - Осипа Ивановича Бове.
В 1782 году из Неаполя в Петербург приехал живописец Винченцо Джованни Бова, и его взяли на работу в Императорский Эрмитаж. Через год Джованни Бова женился, а 24 октября 1784 года у него родился первый сын Иосиф. Иосиф Джованни Бова, а по-русски Осип Иванович Бове. Позже Осип Бове закончит архитектурную школу Экспедиции Кремлёвского строения в Москве, в качестве архитекторского помощника получиТ место наблюдающего за реставрацией Водовозной башни Московского Кремля и за эту работу будет трижды награждён золотыми часами и перстнем с бриллиантами. А вот звание архитектора получить не успеет - начнётся Отечественная война, и Осип Бове с лета 1812 года по осень 1813 года будет служить корнетом в Иркутском гусарском полку.
Наполеоновское нашествие уничтожило Москву, и для упорядочения нового строительства в древней столице была учреждена Комиссия для строений. Именно в эту комиссию был определён Осип Бове для руководства архитектурной стороной всех строительных работ в Москве. Уже к 1816 году Осип Иванович становится архитектором и академиком, а список зданий, построенных по его проектам, насчитывает 34 ансамбля. Но самую главную награду, самый главный подарок судьба преподнесёт ему в виде женитьбы на чудесной женщине -Авдотье Семёновне Трубецкой.
Княгиня Трубецкая, урождённая Гурьева, была дочерью академика Семёна Емельяновича Гурьева, профессора Санкт-Петербургского Училища корабельной архитектуры, автора первого в России учебника по высшей математике «Дифференциальное и интегральное исчисление». Она выросла в интеллигентной дворянской семье и привыкла к общению с людьми творческих профессий. Её супруг, князь Алексей Иванович Трубецкой, гвардии поручик, был убит в 1813 году в битве народов под Лейпцигом. После его смерти село Архангельское на реке Тарусе унаследовала вдова.
Брак Осипа Бове и княгини Трубецкой наделал в Москве много шума: «Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер - всё подходит, лишь бы выйти замуж», - судачил о княгине Авдотье Семёновне высший свет. Сын неаполитанского художника стал обладателем многих поместий, в том числе нескольких подмосковных, - а Трубецкая лишилась княжеского титула, чтобы писаться чиновницей седьмого класса. По социальному статусу и материальному положению это был неравный брак, но что значит статус, если речь идёт о любви о сильном и глубоком чувстве, дававшем вдохновение главному архитектору Москвы.
В селе Архангельском Рузского района (тогда Верейского уезда), в усадьбе своей жены, Осип Бове построил удивительную церковь Архангела Михаила. Кирпичный с белокаменными деталями храм в стиле ампир принадлежит к лучшим произведениям зодчего и выдающимся памятникам своего времени.
Ей хорошо среди покоя
На рыжей ласковой траве.
Её один француз построил
С чудной фамилией - Бове.
И купола закатный глянец.
И рядом глинистый овраг,
Всё это видел иностранец,
По крайней мере пишут так.
Она столетья простояла,
Крестом цепляя облака,
И почему-то вспоминала
Не иностранца - мужика.
Который гнал вдоль брёвен стружку,
Ковал, златил и резал в срок,
А после шёл в свою избушку,
Где на соломе спит телок.
И по утрам, внимая гуду,
Под мерный колокольный звон
Уже без шапки, как на чудо
Смотрел на то, что создал он...
Теперь забылись те тревоги
И над узорами дверей
Глядят облупленные боги
Под воркованье голубей.
Эти стихи написал Николай Фёдорович Дмитриев, поэт, лауреат премии Ленинского комсомола 1981 года, уроженец села Архангельского Рузского района. Он был из плеяды тех поэтов, которые оставались неравнодушными к родному краю, взрастивший его Родине, где ему было дорого практически всё: мать, отец, семья, родная деревня, люди, жившие вокруг, природа.
И она платила ему любовью за любовь, открывая такие секреты и такие краски, что друзья и читатели радовались его строчкам как чуду. За сборник «Ночные соловьи» Н. Дмитриев был удостоен премии имени Антона Дельвига, к сожалению, посмертно. «...В поэзию пришёл человек, которому была дана абсолютная языковая и художественная органика. Николай Дмитриев...имел абсолютный поэтический слух... Его первые стихи сразу стали классикой», - так писали критика о поэзии Н. Дмитриева. Сейчас в Архангельском началась работа по созданию дома-музея поэта. Вот такие замечательные люди жили и творили на Рузской земле.
Русский итальянец Осип Бове умер в 1834 году в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря. Его имя внесено во все справочники по архитектуре и искусству XIX века. От брака родились четыре сына: Николай, Михаил, Сергей, Александр.
В 1937 году храм был закрыт и использован как склад. В 1996 году церковь вновь возродится, будет передана церковной общине и начнёт жить новой, другой жизнью.
Если вы захотите увидеть признание в любви, воплощённое в камне, приезжайте: электричкой с Белорусского вокзала до станции Дорохово, далее автобусом на Богородское или Верею до поворота на Архангельское.
Кирилл Мартынович,