Этот художник на протяжении всей своей долгой жизни работал в России, но в силу объективных исторических и идеологических причин широкой известности при жизни не получил. Его творческое наследие еще ожидает настоящего научного исследования, систематизации и заслуженного признания.
Нашему музею тоже посчастливилось иметь коллекцию картин Евгения Спасского. В предверии юбилейного года ( в следующем году Мастеру исполняется 115 лет со дня рождения) музей готовит выставку, посвященную талантливому художнику. Эти работы мало известны и им еще предстоит долгожданная встреча с зрителем.
Евгений Дмитриевич Спасский родился в Киеве в 1900 году. Учился в Тифлисской школе живописи, ваяния и зодчества при Императорской Академии художеств. в живопись юный художник пришел на переломе эпох С юношеским максимализмом он смело ринулся пробовать себя в разных жанрах и течениях русского авангарда. "Был футуристом, и кубистом, и пуантилистом, импрессионистом, конструктивистом и, наконец, супрематистом", - позже вспоминал художник.
Его первая выставка состоялась в 1917 году совместно с Давидом Бурлюком.
Однако в 30-е годы, когда революционные страсти стихли, от увлеченности авангардом художник переходит к изучению европейского Ренессанса и православной иконописи. Знакомится с патриархами Тихоном и Алексием (Симанский), пишет на заказ иконы.
В общей сложности около 14 лет Спасский посвятил церковной стенописи. В советские годы, когда видные деятели культуры оказались в эмиграции и живое церковное искусство было фактически уничтожено, Спасский создает свои главные религиозно-мистические полотна, где он показывает возможность синтеза иконописи и живописи Возрождения. Этим двум живописным традициям он будет верен до конца своих дней.
Обладая неординарной творческой натурой, он в течение многих лет будет настойчиво и кропотливо искать собственный Метод, магический «ключ жизни»: будет ли это графика, акварельные циклы, работа монументалиста, декоратора, книжного оформителя, театрального художника. Везде он стремится выпестывать собственное направление создания образа "Нового Человека", которое объединило бы иконописные традиции с опытом западно-европейского Возрождения.
Спасский был современником многих выдающихся деятелей русской культуры. Общность духовных интересов и личная дружба связывала его с Велимиром Хлебниковым, Андреем Белым, Борисом Пастернаком, Михаилом Чеховым.
Художник оставил богатое художественное наследие, около 600 работ. Они находятся в Третьяковской галерее, художественных музеях и частных собраниях в России, США, Канады, Австралии, Швейцарии и других странах.
Фотографии картин из фондов Рузского краеведческого музея