Недавно в Рузском краеведческом музее проходила выставка картин Натальи Слепневой. Художница представляла свои работы второй раз, и уже успела полюбиться ружанам.
– Я – человек гуманитарного склада ума, рассказывает Наталья Юрьевна. – Ещё в школе окончила курсы иностранных языков. Потом поступила на русское отделение филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Хотела на романо-германское отделение, но не удалось.
В 90-е годы, поскольку у меня был маленький ребенок, пришлось работать не по специальности. В первой фирме занимала должность секретаря-референта со знанием иностранного языка. Затем 15 лет отработала в компании «ВымпелКом» (это бренд «Билайн»).
Потом занималась финансово-договорной документацией в банках. Тогда я смогла позволить себе оплатить второе образование, и в 2016 году окончила романо-германское отделение МГОУ, как и мечтала. До этого я некоторое время работала в начальной школе и в частном детском садике. Это мне очень нравилось, поэтому после окончания обучения в МГОУ начала преподавать английский язык на курсах иностранных языков. Сейчас работаю как частный репетитор.
– Когда вы начали писать?
– Я училась в школе искусств на художественном отделении. Правда окончила только три класса из четырех. Сил и желания не хватило, и я бросила учебу. Снова взяла в руки кисти уже во взрослом возрасте. Случилось это на даче, где я жила после рождения сына. Как-то раз, сидя в саду, увидела красные ягоды калины. В этот момент мне почему-то захотелось рисовать. Я написала эту гроздь калины, а потом пошла учиться в школу акварели Сергея Андрияки по классу «Натюрморт».
– В каких техниках вы работаете?
– Пишу только акварелью. Пробовала работать маслом и пастелью, но мне не понравилось. Акварель – это удивительный материал, он позволяет создавать воздушные, лёгкие, светоносные работы.
Я себя не считаю профессиональным художником, потому что объективно оцениваю свои способности. Но часто посещаю выставки, изучаю творчество современных художников- акварелистов и осваиваю разные направления. Сейчас ренессанс акварели: появляется много новых художников, интересных выставочных проектов, и это здорово.
Алексей Кравченко, например, часто использует в своих картинах и акварель, и пастель. Получаются потрясающие нежные работы с красивыми цветовыми переливами. Татьяна Анисимова из Санкт-Петербурга экспериментирует с разными материалами и использует различные акварельные приемы, добиваясь необычных эффектов.
Вообще акварель считается сложной техникой, потому что её трудно исправить. Если масло можно счистить или наложить новый слой, то с акварелью этот фокус не проходит. Первые мои работы выполнены в технике многослойной акварели, которой обучают в школе Сергея Андрияки.
Позже стала интересоваться другими приемами, в том числе «a la prima», что в переводе с итальянского означает «с первой попытки», то есть закончить работу нужно за один сеанс. Она не предполагает большое количества подходов и слоев.
– Как давно вы участвуете в выставках?
– Моя выставочная деятельность началась с того, что я подала заявку в творческое объединение «Родники», и меня взяли. Потом вступила в международную федерацию акварелистов. Когда попадаешь в эти общества, участвовать в выставках проще, потому что федерация акварелистов организует их как минимум два раза в год. Первая выставка, на которой я представила свои работы, проходила в 2012 году в Москве. Со мной тогда выставлялись еще трое художников.
– Расскажите о своей первой персональной выставке.
– Она стала знаковым событием в моей жизни. У меня дача в Можайском округе, и я люблю приезжать в Спасо-Бородинский монастырь, хорошо знаю его историю. Однажды решила передать в обитель свою картину с изображением этого монастыря. Приехав туда, зашла в музей – домик Маргариты Тучковой (основательницы монастыря) и увидела, что в нем нет экспонатов: все они находились на реставрации, и домик пустовал. Меня это очень удивило. Я предложила организовать там свою выставку «Цветы». И произошло настоящее чудо для меня, потому что выставка состоялась, и ее приурочили ко дню рождения Маргариты Тучковой в 2020 году.
Потом началась пандемия, и мои картины мало кто смог видеть, хотя выставку продлили. Тем не менее для меня это было очень важно. Я стала выставлять свои работы в Можайске, Рузе, Верее, Вязьме. В этом году снова привезла картины в Рузский краеведческий музей. Выставку назвала «Мои акварельные мелодии».
– Чем еще вы увлекаетесь кроме живописи?
– Мне нравится путешествовать. Хотя сейчас, наверное, все это любят. Во время поездок стараюсь планировать экскурсионные программы, посещать музеи, смотреть архитектуру, заранее что-то прочитать о том месте, куда еду.
С мужем люблю гулять по старинным усадьбам. Были в Дубровицах, Остафьево и Середниково, в таких малоизвестных, как Поливаново, Подмоклово и других.
– Какие ваши любимые города?
– Суздаль и Петербург люблю больше всего. Это два антипода. Чтобы ощутить дух древней Руси, нужно ехать в Суздаль. Это маленький и уютный город с постройками XII-XIV века. В нем нет многоэтажных домов, поэтому все церкви хорошо просматриваются. Здесь особый колорит, уют и покой. Люблю бродить по улицам и вдоль реки Каменки, заходить в храмы. Суздаль – это место тишины и созерцания. А Санкт-Петербург для меня – это город-вода, город-воздух, город дворцов и мостов, магическое и романтическое место. Он всегда питает меня своей энергией, потрясающей красотой, великолепной архитектурой, это такая творческая мастерская, в которой родилось огромное количество мировых шедевров.
– Кто из художников вас вдохновляет?
– Я консерватор, и мне непонятно современное искусство: инсталляции, минимализм... Это другое видение и отражение реальности.
Если говорить о великих художниках, у меня много любимых. Обожаю импрессионистов, например, Константина Коровина, Клода Моне, Ренуара. Восхищаюсь работами Зинаиды Серебряковой. Николай Ге, Генрих Семирадский, Валентин Серов – список будет очень длинным. Интересно творчество Сальвадора Дали и Фриды Кало.
Сейчас увлечена современными акварелистами и их техникой. Очень нравятся работы Сергея Курбатова, Татьяны Анисимовой, Сергея Алдушкина, Игоря Манухова.
Не могу не вспомнить Нину Щербакову-Ионову. Мое знакомство с техникой письма по мокрой бумаге началось с её творчества. Она буквально заразила меня своим энтузиазмом и оптимизмом на своих занятиях. Талантливых художников много, все они самобытны и по-своему интересны.
Газета "Красное знамя", №33 от 25 августа 2022