Ендова – вид древнерусской кухонной утвари. Обычно это низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол и их розлива по чаркам. Ендова, которая хранится в нашем музее – медная. Датируется она 19 веком.
Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости и могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие. Например, в Кирилловской расходной книге можно прочесть такие строки: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши».
Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся и петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.
Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой.
Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.