В зале древней истории Рузского краеведческого музея хранится копия кольчуги, которые носили русские воины в средневековье.
Кольчуга сделана современными мастерами на основе археологических находок. Она была передана в музей клубом исторической реконструкции «Булат» из села Петровского Наро-Фоминского района.
Средневековая кольчуга представляет собой доспех, напоминающий рубаху из мелких железных колец. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног. Для защиты ног изготавливали кольчужные чулки, или «шоссы», а для рук – кольчужные рукавицы. Также из кольчужного полотна делали бармицу на шлеме, которая закрывала шею и лицо.
Кольчуги использовались как в Европе, так и в Азии. Первое достоверное упоминание об этом виде защиты оставил в I веке до нашей эры римский автор Марк Теренций Варрон, назвавший доспех «галльской железной туникой». В эпоху поздней республики кольчуга (лорика хамата) была стандартным доспехом легионера.
На Руси кольчуги широко использовались вплоть до конца XVII века. Уже с IX века такую защиту стали приобретать себе не только воины, но и многие состоятельные горожане.
Известны археологические находки кольчуг IX‒XIII веков. Всего в сотне археологических комплексов найдено 112 таких доспехов. Из них 32 обнаружены целыми, остальные в виде фрагментов. В курганах Поросья найдены три десятка полных кольчуг, принадлежавших союзной Руси кочевой знати торков и чёрных клобуков.
Процесс изготовления кольчуги достаточно трудоемкий. В среднем она состоит из 10–12 тысяч железных колец, на которые уходит около 600 метров проволоки толщиной 1 миллиметр. Вначале проволоку спиралью навивали на железный стержень, затем разрубали по одной стороне на отдельные кольца. Диаметр колец колебался от 6 до 10 мм: чем он меньше, тем выше защитные свойства доспеха. Половину колец высекали, а концы остальных сводили вместе и плющили специальными клещами, после чего пробивали сквозное отверстие и заклёпывали штифтом. Как правило, в кольчуге одно заклёпанное кольцо соединяли с четырьмя заваренными. С XII столетия кольца расплющивали молотом, отчего они составляли более плотное защитное покрытие.
Как и любые изделия из металла кольчуги быстро ржавеют. От дождя или сырости первый налет ржавчины проступает в течение получаса. А вот чистить такие доспехи было непросто. Для этого их помещали в бочку с песком и скатывали с горы или прокручивали бочку на специальном механизме, наподобие барабана стиральной машины. После этого кольчуга начинала блестеть и переливаться на солнце.
Готовая кольчуга весит порядка 10 килограмм, поэтому ее не носили повседневно, а надевали только перед сражением поверх одежды из кожи или войлока, набитой ватой и простёганной в несколько слоёв.
Эксперименты современных реконструкторов показали, что кольчуга обеспечивала надёжную защиту от рубящих ударов сабли или топора, однако не уберегала от булавы, стрел, колющих ударов меча или копья. Даже если доспех оставался целым, такие удары наносили серьёзные повреждения внутренним органам. Стрелы проникали сквозь ячейки колец, нанося неглубокие, но болезненные раны. Стрелы с гранёным наконечником и самострельные болты легко пробивали кольчужное полотно.