Обувь плетеная из лыка, называемая лаптем, была распространена в Восточной Европе и на Руси в сельской местности вплоть до 1930-х годов.
Лапти были просты в изготовлении, недолговечны и стоили очень дешево. Мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом». Часто их заготавливали на лето еще зимой, до начала полевых работ.
Русские крестьяне носили лапти русского типа – косого плетения с тупой головой и высокими бортами. Мордовские, чувашские, татарские лапти имели низкие борта и плелись на прямую колодку, то есть каждый лапоть можно было одеть на любую ногу. Это последнее обстоятельство, видимо, и обусловило широкое распространение русских лаптей у народов Повольжья.
Лапти, которые хранятся в нашем музее, сплетены из полос лыка косым плетением. На носке внутренний угол прямой, наружный скошен по форме ноги. Подошва выполнена из двойных полос лыка.
Назывались лапти по количеству полосок, шедших на изготовление одной пары: осьмерики, восьмерики. Могли изготавливаться из коры липы, осины. Праздничные лапти украшались «бортиками» - верхняя часть их окантовывалась цветным лыком и пришивались нарядные завязки.
Лапти надевались с холщовыми портянками, а зимой ещё и с суконными онучами, которыми ноги обёртывали до колен. В распутицу, «в расторопье», когда снег начинал таять, к лаптям пришивались дощечки, то есть прикрепляли к подошве деревянные колодки. Носили и ступни – обувь, сплетённую из лык наподобие глубоких галош. Кожаная обувь считалась городской из-за её дороговизны.
В среднем одной пары лаптей хватало на неделю, а на год крестьянину требовалось до 60 пар. Когда лапоть изнашивался настолько, что его становилось неудобно носить, его чинили. В крестьянской среде это называлось «подковырнуть», то есть вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык.