История одного предмета: парфюмерные флаконы

Основной задачей парфюмерного флакончика является защита заключенной в него парфюмерии от испарения, загрязнения посторонними веществами и окисления. Большинство парфюмерных флаконов, которые хранятся в Рузском краеведческом музее, изготавливалось Товариществом  "Брокаръ и Ко".

Француз Генрих Брокарь приехал в Россию в 1861 году. Его отец, Атанас Брокарь, держал парфюмерную лавку в самом центре Парижа, на Елисейских полях. Но лавку пришлось закрыть из-за возросшей конкуренции, и семья покинула Францию. Младший сын французского парфюмера, Анри, выбирает далекую северную страну Россию в качестве места проживания и открытия бизнеса. Его пригласил на работу давний знакомый, московский парфюмер Гик, имевший в столице свою парфюмерную фабрику. Когда Анри переехал в Москву в 1861 году, ему было 24 года. Он стал называться Генрихом Атанасовичем (или даже Афанасьевичем).

В России любили мыться, граждане всех сословий ходили по выходным в баню, где тщательно парились и мылись. Но мыло не изготовлялось в России, а хорошее завозилось из-за рубежа и было доступно только богатым. Люди среднего достатка мылись щелоком или помывочным средством кустарного производства черного цвета. Анри Брокарь понял, что Россия просто золотая жила для парфюмера его класса.

В 1864 году в Москве, в Теплом переулке, в переделанном здании бывших конюшен открылось производство мыла: были наняты два рабочих, куплены два котла, и получено разрешение городской управы. Так начинался бизнес двадцатипятилетнего, к тому моменту уже женатого Генриха Брокарь.

Начинала фабрика с выпуска "Народного мыла", а после стала известна одеколоном "Цветочный", выход которого сопровождала эффектная рекламная кампания. На Всероссийской Промышленно-художественной выставке 1882 года был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. 

Генрих Афанасьевич наладил на фабрике выпуск духов к 1870-м годам, а уже в 1873 году Брокарь получил почетное звание поставщика Государыни Великой Княгини Марии Александровны, дочери Императора Александра II. С того момента на продукции проставлялся герб Княгини с картушем и инициалами МА.

В самые древние времена парфюмерия заключалась в обычные покрытые эмалью глиняные и гипсовые емкости. Но изготовления такого флакончика было непростой задачей, ведь было необходимо добиться равномерного обжига, особой плотности глины или гипса и самого тщательного покрытия эмалью. Также парфюмерию заключали в емкости из драгоценных металлов и даже в полые драгоценные камни.

Парфюмерия в те времена предназначалась только для избранных, стоила весьма дорого и изготавливалась исключительно из натуральных компонентов. Флакончики должны были соответствовать содержимому, поэтому они нередко богато украшались, и сами по себе были настоящим произведением искусства. Даже когда аромат заканчивался и не было возможности его пополнить, парфюмерный флакончик никогда не выбрасывался, а служил прекрасным украшением дамского будуара. Сегодня такие флакончики можно приобрести в антикварном магазине или же на специализированных аукционах, за весьма приличную сумму, особенно если он принадлежал именитой и знатной особе.

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14