В нашем музее хранится кавалерийская кованая шпора начала XX века. Этот предмет прикрепляется к сапогам всадника с помощью винтов или ремешков и используется для управления лошадью.
Шпора имеет вид дуги, изогнутой в форме каблука. К середине этой дуги крепится стебель. Чтобы не травмировать лошадь, в его разветвление вставлено колёсико (репеёк).
Археологи утверждают, что самые первые шпоры были изобретены древними иллирийцами, жившими на Балканском полуострове. Археологические находки датированы V веком до н.э.
В те времена, когда ещё не было стремян, шпоры нужны были для того, чтобы заставить лошадь остановиться. Тогда шпоры были заточены очень остро и наносили лошади болезненные удары. В ХIII–XIV веках появились колёсиковые шпоры, менее острые и более удобные как всаднику, так и животным. Теперь этот предмет использовался для того, чтобы заставить лошадь бежать быстрее. Часто колёсико забивалось грязью, и тогда были изобретены шпоры, в которых колёсико заменялось на тупой выступ. Сегодня такие шпоры с выступом применяются в верховой езде.
В Средние века всадники носили шпоры длиной до 30 см. Золотые шпоры служили символом вхождения в высшее сословие. Ими награждали людей, которых посвящали в рыцари, в знак доблести. Оруженосцы носили серебряные шпоры.
В России всадники стали массово носить шпоры с ХVIII века. В то время начала формироваться регулярная кавалерия: гусарские, уланские, драгунские, кирасирские полки. Придворные тоже должны были носить шпоры. Известно, что разные шпоры издавали разный звон. Поэтому по звуку можно было угадать, кто идёт, – столичный гвардеец, простой офицер или жандарм.