Говоря об истории Рузского краеведческого музея, мы обязательно упоминаем Комитет попечительства о народной трезвости и Братство равноапостольной Марии Магдалины,
которые внесли немалую лепту в создание музея. И хотя об этом Братстве пока известно немного, ясно – оно оказывало заметное влияние на общественную жизнь Рузы и Рузского уезда конца XIX- начала ХХ века.
Рассказ о Братстве святой равноапостольной Марии Магдалины будет неполным, если оставить в стороне обзор религиозных течений конца XIX - начала XX века..
Религиозные течения конца XIX - начала XX вв в Московской губернии.
Церковные братства
В последней трети XIX – начале XX вв. в Российской империи, в том числе и Московской губернии заметно активизировали свою деятельность различные религиозные секты:
- духоборы, молоканы, скопцы, хлысты и др. ( «духовное христианство»);
- штундисты, баптисты, евангелики, пашковцы и др. (позднепротестантские направления «евангельского христианства» ).
Сектантами категорически отвергались все церковные таинства, за исключением Крещения и Покаяния. Они активно вербовали себе последователей, стремясь обратить многочисленное и малограмотно крестьянство в свою веру.
В северо –западных уездах Московской губернии - Волоколамском, Верейском, Клинском и Рузском, отмечалась активность духоборческих сект, в частности, секта воздыханцев. Воздыханцы называли себя «духовными монахами». В Рузском уезде проживали еще и последователи «бабушкиной веры» – секты, основанной некой крестьянкой Меланией.
Наличие в регионе разнородного сектантства требовало от властей Московской епархии поиска актуальных форм противодействия. Именно поэтому по благословению московского епархиального начальства создаются первые религиозно-просветительские организации.
Церковное просветительство своими целями ставило препятствие распространению религиозного сектантства среди православного населения, создание условий для повышения религиозной грамотности и активности верующих, устройство внебогослужебных собеседований.
8 мая 1864 г. для распространения и утверждения духовного просвещения были Высочайше утверждены основные правила для учреждения православных церковных братств. Братства состояли из православных лиц разного звания и состояния, для служения нуждам и пользам православной церкви, для противодействия посягательствам на её права со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения православных храмов, для дел христианской благотворительности.
После издания положения 1864 г. в разных городах явились братства, например, Кирилло-Мефодиевское братство, братство св. Креста, братство митрополита Петра в Москве, епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы в Санктк-Петербурге. Каждое братство имело свой устав.
К 1 января 1893 г. в России действовали 159 церковных братств, в которых участвовали и работали свыше 37 тыс. братчиков. Эти братства обладали капиталом (неприкосновенным, запасным и остаточным) на сумму свыше 1629700 руб., годовой приход их превысил 803 тыс. р., расход — 598220 руб.
Братство святой равноапостольной Марии Магдалины в Рузе
Вид на Воскресенский собор г. Рузы (1900-е годы)
В Рузском уезде конце XIX – начале XX вв. была интенсивная церковная жизнь. 10 ноября 1882 году при Воскресенском соборе г. Рузы организуется Братство святой равноапостольной Марии Магдалины. С полным основанием мы можем считать его первой братской организацией, занимавшейся духовным просвещением.
Вот такая заметка была опубликована в газете «Московские церковные ведомости» за 1882 год.
Мари́я Магдали́на лат. Maria Magdalena) — преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
В православной и католической церквях почитание Магдалины отличается: православие почитает её исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании, а также прилагать обширный легендарный материал.
Главной целью братского общества было объявлено распространение в народе с помощью священнослужителей и братчиков «понятий об истинах православной веры, правилах благочестия, о событиях церковной жизни» и противодействие «суевериям и всего вредного для народа» (§ 2 «Устава»).
Руководство обществом осуществляли собрание и совет братства, возглавляемый рузским соборным протоиереем. Вместе с ним в административный совет братства входили избираемые на три года помощник председателя, секретарь, казначей и три советника (§ 13 Устава).
Несколько отличалось от привычного стандарта персональное членство братства, в основу которого был заложен экстерриториальный принцип, то есть вступать дозволялось лицам, живущим не только в Рузском уезде, но и по всей России (§ 6 Устава). Всего предполагалось два уровня членства: почётное (ежегодное пожертвование на нужды братства 25 руб.); действительное (ежегодный взнос в 1 руб.) (§ 7 Устава).
Братство стремилось привлечь к себе внимание местного начальства. На основании «Устава» звание «почётного члена» было возложено на московских митрополитов, викариев, генерал-губернаторов и губернаторов (§ 8 Устава).
За время существования Братство особым многолюдством, а следовательно, и большими возможностями не отличалось. В 1891 году братчиков насчитывалось 25 человек:
- восемь священников (П. Цветков, И. Василевский, М. Некрасов, И. Купленский, М. Сергиевский, С. Разумовский, И. Сергиевский, М. Русов);
- предводитель уездного дворянства князь А. Г. Щербатов (владелец усадьбы Васильевское);
- князь Д. Н. Долгоруков (владелец усадьбы Полуэктово);
- вдова действительного статского советника Н. А. Шереметева ( владелица усадьбы Покровское)
- и 15 человек из иных сословий.
Известно, что председателем Братства в разные годы были:
- священник Покровской церкви г. Рузы Иоанн СОКОЛОВ,
-священник Борисоглебской церкви г.Рузы ФЁДОРОВ Александр Константинович,
- почетным председателем состояла княгиня Ольга Александровна ЩЕРБАТОВА
Членом Братства святой Марии Магдалины состоял и священник церкви Воскресения словущего Матвей Александрович СОКОЛОВ. Свой сан носил он более 50 лет, был наблюдателем церковноприходских школ и духовником благочиннического округа Рузского уезда.
В силу того что скромные финансовые возможности организации не позволяли многого, усилия Братства ограничивались распространением духовно-нравственной литературы и устроением внецерковных собеседований. При соборе действовала братская библиотека, некоторые средства отчислялись на содержание церковно-приходских школ Рузского уезда и на создание библиотек. Братству помогали как частные лица, так и церковные учреждения. Так в 1913 году от Николо – Угрешского монастыря было получено 100 рублей, большие деньги по тем временам.
Как видим, в Рузском Братстве Марии Магдалины была достаточно хорошо поставлена церковно-просветительская работа с православным населением. Объединение имело собственные задачи, стремилось предоставить верующим доступ к религиозному образованию: открывались различные курсы, библиотеки, проводились чтения, создан музей быта.
Здание библиотеки и музея быта на Городке. 1900-е годы
Сегодня, спустя 110 лет со дня открытия в Рузе публичной библиотеки и музея быта, мы с благодарностью вспоминаем Братство святой Марии Магдалины, которое внесло свой ощутимый вклад в историю культуры Рузы и Рузского уезда.
Литература по теме
1. Колоухин С. Организация церковно-просветительской работы в Московской епархии последней трети XIX – начала XX вв. //Вестник миссионерского отдела.- 2012.- №6. Ноябрь.
2. Об учреждении братства в городе Рузе // Московские церковные ведомости. – М., 1882. – № 28. С. 106.
3. Обзор Московской губернии за 1873 г. – М., 1873. С. 15.
4. Отчёт совета братства св. равноап. Марии Магдалины в городе Рузе Московской губернии за 1890 г. // Московские церковные ведомости. – М., 1891. – № 22. С. 70.
5. Устав братства св. Марии Магдалины, в память почившей императрицы Марии Александровны. – М., 1882. С. 1.
6. Церковно-общественный журнал «Апостол». — Коломна: Иоанно-Богословский храм, 2012. — № 3 (12). С. 30 — 33.
В.В.