Военные и послевоенные страницы истории музея самые малоизвестные и малоисследованные. Первое,что приходит на ум – какой музей в эти годы? Кому он нужен??? Идет война, страна в разрухе, голод…Народ с трудом ВЫЖИВАЕТ…..
…В ночь с 16 на 17 декабря 1941 года музей сгорел дотла. Об этом рассказала очевидец этих трагических событий Екатерина Ивановна Верховцева в статье «Я помню, как горел музей…». Но уже через год после освобождения от оккупации ружане стали думать о восстановлении музея, несмотря на нужду и полную разруху ….
К счастью, в Рузском районном архиве сохранились документы - «Протоколы заседаний оргбюро краеведения. Начато февраль 1943г. Окончено апрель 1948 г». Эти материалы – пожелтевшие за 70 лет страницы со строками, написанными официальным языком, словно оживают. Перед глазами встают знакомые и не очень знакомые фамилии людей, которые в тяжелую годину, не жалея ни сил, ни здоровья восстановливали наш край, наш краеведческий музей, и не считали это подвигом.
Пионердом, так называли до войны Центр детского творчества.
После пожара в 1941 году здесь располагался музей.
Вот протокол №1 от 2 февраля 1943 года. Написан он быстрым, иногда плохо читаемым почерком на пожелтевших тетрадных страничках. При публикации орфография и стилистика сохранены.
Организационное совещание краеведческого актива
от 2 февраля 1943 г.
Присутствовали:
- Зав.Роно Лунев
- Директор музея Шалепина М.
- Научный сотрудник Карзин С.А.
- Инспектор политросвета Демина
- Инспектор по дошкольным делам - Городецкая
- Секретарь Роно Румянцева
- Счетовод Роно Щербакова
- Пионердом Савельева
- Библиотека Ваулина, Гордеева
- Смирнова и Андреева из средней школы нач. кл.
- Попов П.П. врач
- Богданов –начальник паспортного стола.
Повестка
- Вопрос о сборе материалов Отечественной войны на территории Рузского района.
- Выборы бюро.
- Разное.
По первому вопросу выступили: т.Шалепина о целях и задачах по сбору исторического материала. Содокладчик т.Карзин зачитал темы, по которым должны собираться материалы, останавливаясь на каждом с тщательным ее объяснением.
Выступления.
1. Богданов подчеркнул, что работа важная и глубокая и выполнима только при организованности всей общественности. Указал, что необходимо некоторые темы расширить. Т.Богданов берет на себя подобрать трофеи для экспозиции в музее, дать сведения о разрушениях и имеющиеся у него фото. Высказал необходимость собрать материал коллекции с/х труда.
2. Т. Попов указал на необходимость более подробной расшифровки тем и привлечении к сбору вещественных материалов школьников. Предлагает увязать вопрос о поведении немцев с т.Филициным.
3.Т.Смирнова осветила помощь ребят малышей музею и их желания скорее открыть музей для посещения.
4.Шалепина подчеркивает помощь школьников младших классов и отмечает, что многое зависит от самого классного преподавателя, отмечает также требования ребят открыть музей. И заявляет, что нет условий к открытию, нет дров, некому подвести.
5. Т. Лунев рекомендует всем присутствующим в течение 2-х дней каждому присутствующему подумать и выбрать самому для работы одну из намеченных тем, а работникам музея продумать со своей стороны для каждого участника настоящего собрания и предложить.
Второй вопрос: выборы в бюро.
После намечения кандидатов выбранными оказались Лунев, Попов, Богданов, Смирнова, Карзин и как председатель Шалепина. И Бирюков. Эти семь человек являются рабочей группой бюро. Первое собрание рабочей краеведческой группы намечается между 8-14 февраля. Шалепиной и Карзину поручается подготовить материалы к совещанию.
Третий вопрос. Разное
По совету Богданова предложено т. Шалепиной договориться с комсомолом о выполнении заданий по музею во время лыжных вылазок.
Просить завроно договориться с хозяйственными органами о подвозе дров и необходимом ремонте в музее, как-то запоры к дверям, ( далее неразборчиво).
Председатель (неразборчиво)
Секретарь Шалепина
БЛАГОДАРЮ
заместителя начальника Рузского районного АРХИВА О.Г. ЩУКИНА
за помощь при подготовке этого материала
Горбачёва Н.