К 110-летию музея Рузский музей в истории краеведения страны

(1920-1930-е годы ХХ века)

В этом году Рузскому краеведческому музею исполняется  110 лет - цифра внушительная для существования  небольшого провинциального музея.

Особенно, если учесть, что  сегодня музеям приходится несладко: краеведение на обывательском уровне  воспринимается только как своего рода хобби, собирательство ради удовольствия. Многие, включая и чиновников разного уровня, мало задумываются о том,  какую же пользу, кроме развлекательной и просветительской , для всех нас приносят музеи,  а краеведческие, в первую очередь.

Содержание  музеев ревизируют чиновники от культуры и морали, их перестают обеспечивать охраной, а то и просто предлагают  « освободить помещение» и вместе со всем скарбом выйти вон. Часто мотивировка этих  «предложений» проста : «Чем вообще заняты музеи, кроме запоминаний прошлого?». А так ли просто это «запоминание прошлого»,  особенно в  краеведческом аспекте?

Отцом-основателем краеведения в России  считается Михаил Васильевич Ломоносов.

Он первым осознал, какую пользу для науки и экономики могут принести сообщения местных жителей. Самыми первыми краеведами были охотники и пастухи, учитывая их занятия и образ жизни.

 Сначала учёный разработал для «знающих обывателей и лучших крестьян» анкету из 13 вопросов для уточнения существующих карт. Но вскоре к ним добавилось ещё 30 от других академиков Российской Академии наук.

 Ответы на эти «Запросы», утверждённые в 1769 году Сенатом, были разосланы по всем городам Российского государства для «сочинения вновь исправнейшего Российского атласа в оной Академии».

Учёных интересовало многое:

- какие в городах дома и церкви имеются;

- сколько душ по ревизии в сёлах и деревнях и какой национальности;

 - есть ли торговые ряды и ярмарки;

- какие заводы и фабрики работают и какие ремёсла развиты;

- судоходны ли реки, есть ли на них мельницы, имеются ли следы старых русел;

- какие есть дороги, мосты, броды;

- какие злаки выращиваются и скот разводится;

- что за звери и птицы в лесах водятся и прочее.

Ломоносов предлагал также организовать по всей России сбор минералов крестьянскими детьми.

Кроме того, предполагалось снять копии с летописей, ведь в древней литературе имеются сведения не только исторического, но и краеведческого характера. Например, «Жития» русских святых содержат и биографию выдающегося местного человека, и ценнейшие наблюдения из жизни края. Ярким примером этого служит «Житие Феодосия Печерского».

К сожалению, Ломоносов не смог обработать собранные сведения из-за своей кончины. И ещё в 1926 году сообщалось о том, что этот ценнейший материал «до сих пор хранится в Академии наук и таит в себе интереснейшие сведения по истории каждого местного края».

 В этот же период  «Вольное экономическое общество» (1765),  Высочайше утверждённое,  тоже поставило задачу изучить состояние сельского хозяйства в России.  

Необходимо было «ласкою сведать от земледельца»:

- от какой сельхозкультуры ожидает он больше прибыли;

- разводят ли крестьяне «земляные яблоки, потетесы или картофели»,

 - выращивают ли на собственном огороде капусту, хмель или табак, «не пришло ли земледелие против прежнего в упадок» и отчего;

 - занимается ли земледелец другими промыслами; кому пряжу и холсты продают; прядут ли девочки 10-11-летние или их «в праздности оставляют»,

 - какие бывают праздники, в какое время имеются «разные весёлости»;  сколько крестьянину в год даётся свободных дней для работы на себя и сколько он работает на господина, и что стало причиной бедности крестьянина…

- чем питаются и чем болеют местные жители, какие домашние лекарства приносят пользу, и долго ли там люди живут.

 Всего в рассылаемой анкете было 65 вопросов краеведческого характера, включая описание нравов жителей и их обычаев. Подобные  краеведческие опросы проводились и через 150 лет, в первые годы советской власти.

 

Рузский  краеведческий музей, 1939 год

1920-1930 годы стали золотым десятилетием краеведения. Повсеместно возникали краеведческие общества, кружки, музеи. Все они ставили перед собой единые задачи: изучение родного края и распространение знаний о его прошлом и настоящем. Аналогичные цели были и у Рузского краведческого музея, тогда он назывался Рузский Музей местного края  и существовал  уже два десятилетия.

 Руза этого периода представляла собой небольшой заштатный городок Можайского района. По бедности своего своего местного бюджета она не могла выделить достаточно средств на нормальное существование и, тем более, на развитие музея.

 

«Только наличие преданных делу работников, упорно не оставлявших забот о музее даже в моменты его закрытия  и снятия с бюджета (с 1925-26 гг.), а также отзывчивое отношение местных волостных административных органов и общественных организаций дали возможность Рузскому музею сохраниться до сего времени и не погибнуть, как это произошло с Верейским музеем» - писал С.С.Елагин, один из  первых заведующих музея в 1927 году.

 При музее был организован «краеведческий кружок», на совещаниях которого  заслушивались интересные вопросы, касающиеся Рузского края:

    - Границы Рузского уезда в XVIII веке (Маргорин Н.Ф.); 

  -Коневодство Рузского района по данным статистики и выставок         (зоотехник Кулаков),

    - О современном значении краеведческих музеев (Н.С.Елагин);

  - Полевые меты Рузского района ( о  покосных местах) (агроном П.М.Смирнов) и др.

Так, например, работа  П.М.Смирнова была выставлена на Всероссийской Сельскохозяйственной  Выставке, где получила медаль, как очень интересный научный труд.

С 1917 по 1927 год  в стране число краеведческих учреждений и организаций даже по неполным данным увеличилось более чем в десять раз: со 155 до 1761. Количество «организованных краеведов» различных по своей социальной принадлежности составляло около 55 тысяч человек.

Для координации краеведческой работы при Российской Академии наук, а позднее при Главнауке Наркомпроса РСФСР функционировало даже Центральное бюро краеведения. Оно координировало научно-исследовательскую, организационную, издательскую деятельность, издавало журналы «Краеведение», «Известия Центрального бюро краеведения», «Советское краеведение». В стране проводились краеведческие съезды и конференции, которых к середине 1927 года состоялось около ста.

Связь с «большой» наукой была отличительной чертой краеведения тех лет. Виднейшие ученые много сил отдавали краеведческой работе, а для молодых научных сотрудников это стало хорошей школой исследовательской работы.

Так Рузский музей в работе контактировал не только с местными общественными организациями и учреждениями, но и центральными и специальными научными учреждениями:

1) с Центральным Бюро Краеведения (Секция Юных фенологов, имевших за это время 14 заседаний при Музее);

2) с комиссией по  охране памятников старины и искусства и народного быта при Центральном Бюро Краеведения в Ленинграде;

 3) с гидробиологической станцией на Глубоком озере;

4) с Геологическим подотделом МОЗО, главным образом по вопросу об изыскании песков для Дороховского стекольного завода и по делу водоснабжения по Рузской волости;

5) с Государственным историческим музеем в Москве;

6) с музеем Симоновского монастыря;

7) с Обществом изучения Московской губернии;

8) с кабинетом краеведения; 

9) с Можайским музеем и обществом изучения местного края, Истпартом Можайского ВКП. ( Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), научно-исследовательское учреждение, занимался сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции).

10) с Музейным подотделом МОНО и с рядом других научных учреждений и центральных и местных административных и хозяйственных организаций. (МОНО – Московский отдел народного образования)

11) с музеем  Центрально- Промышленной области  (музей ЦПО); (В 1935 г. музей ЦПО переименован в Московский областной краеведческий музей и переведён в г. Истру, где разместился в зданиях Ново-Иерусалимского монастыря).

 

 В этом здании до 1935 года располагался музей Центрально-Промышленной области

 

Экспозиции музея Центрально-Промышленной области

В 1929-1931 годах краеведческое движение, по существу, было разгромлено. Многие краеведы были репрессированы, добровольные краеведческие общества были заменены бюрократическими бюро краеведения, историко-культурное краеведение как «гробокопательско-архивное» было ликвидировано.

Репресии коснулись и директора музея Б. В. Грузинова. В 1933 он был арестован—по делу «контрреволюционной националистической фашистской организации "Партия Возрождения России"» и осужден. О его дальнейшей судьбе больше ничего неизвестно.

Вся выпущенная до 1931 года краеведческая литература подлежала пересмотру на предмет изъятия «политически вредных изданий». В 1936 году было упразднено Центральное бюро краеведения.

Но Рузский краеведческий музей, несмотря на все трудности и с помещением, и с бюджетом,  усилиями энтузиастов удалось сохранить вплоть до 1941 года. Организовывались выставки, проводились лекции для населения, активно занимались со школьниками.

                           

                                                          

                               При подготовке статьи использованы

  - материалы журнала «Краеведение» и краеведческой литературы издания 1920-х-годов

  - материалы сайта http://lvdubinina.ru

  - статья С. Елагина и Б. Грузинова  «Страницы из истории и быта Рузского Музея местного   края»

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14