В январе 2017 года исполнится 75 лет со дня освобождения Рузского района от фашистских захватчиков. Многих свидетелей этих трагических событий уже нет с нами. Но остались воспоминания, которыми они делились в послевоенное время. Сегодня рассказ подполковника в отставке П.Брызгалова, опубликованный в 1968 году в газете «Красное знамя»
Партизаны Рузского отряда в специальном выпуске районной газеты «На боевом посту» от 20 ноября 1941 года, в обращении к населению Рузского района писали: «На нашу землю ворвались дикари — немецко-фашистские мерзавцы. Кровавые следы оставляют после себя эти людоеды. Носители так называемой «новой культуры» разоряют семьи, убивают стариков, детей... Кровь стынет в жилах, на душе поднимается гнев, когда смотришь своими глазами на все зверства фашистов...
Кровью мирных жителей залита улица поселка Горбово. Там палачи за короткий срок до нитки ограбили колхозников, расстреляли семь мужчин, изнасиловали 15-летнюю девочку. Страшная судьба постигла старика-инвалида Савельева. Вместе с односельчанами его погнали в Рузу. Старик просил оставить его в деревне. Ругаясь, немцы прикладами погнали Савельева вперед с колонной, а потом расстреляли его. Немцы избили Жевлакову только за то, что она стала доить свою корову. С престарелой Фыкиной они стащили валенки».
Фашисты пытались привлечь жителей района на различного рода работы. Они приказали женщинам деревень Морево, Марково, Молодяково стирать белье. «Лучше умереть, чем держать в своих руках вшивое белье бандитов»!, — заявили женщины. В ответ на это фашисты арестовали их и посадили в холодный амбар. Узнав о судьбе своих матерей, несколько подростков решили освободить их. Бандиты схватили ребят и всех расстреляли.
В деревне Горбово фашисты согнали жителей в церковь. В церкви было холодно, в разбитые окна дул ветер. Вместе со взрослыми здесь находились и дети. Никто из жителей не имел права сходить за пищей. Голодной смертью умер здесь двухлетний сын Жевлакова.
В ночь на 7 ноября 1941 года немцы схватили лесника Василия Прокофьевича Чепелева и потребовали от него указать им партизанскую базу. Василий Прокофьевич не раз бывал у партизан, но ничего не сказал фашистам. Гитлеровцы расстреляли его, а вместе с ним и его 15-летнего сына.
Старушка Родионова в центре Рузы подошла к немецкому солдату и хотела спросить его о чем-то. Она не знала немецкого языка и знаками хотела объяснить. Солдат грубо оттолкнул ее, а когда она снова повернулась, выстрелил в нее из автомата. Смертельно раненную, он бросил ее в подвал чайной, где ее нашли среди других трупов только после освобождения Рузы.
Своей неслыханной жестокостью враг думал запугать народ, поставить его на колени, а добился обратного. Пламя ненависти разгоралось все жарче, и сердца людей наполнялись решимостью и мужеством бороться до конца.
Московский комитет ВКП(б), во главе которого тогда стоял уроженец г. Рузы В. С. Щербаков, обратился в ноябре 1941 года к населению захваченных немцами районов с призывом развернуть партизанское движение и усилить борьбу с врагом. И жители Рузского района внесли достойный вклад в дело разгрома фашистской армии. 80 дней вели героическую борьбу с немецкими оккупантами партизаны Рузского отряда.
Землянка на партизанской базе. Реконструкция.
Рузский краеведческий музей
Ни днем, ни ночью не давали они покоя врагу, нанося один удар за другим. 12 налетов на обозы и воинские подразделения противника совершили народные мстители, сотни фашистских солдат и офицеров уничтожили они за это время. Они минировали дороги, уничтожали связь, передавали ценные разведданные командованию Советской Армии, помогали выйти к своим частям окруженным, распространяли среди населения района листовки и газеты.
Жители оккупированных сел и деревень района активно помогали партизанам. Они видели в них героических защитников свободы и независимости Родины. Крестьяне деревни Таболово взорвали немецкую автомашину с боеприпасами, вывели из окружения 40 красноармейцев.
В деревне Филатово после собрания к партизанам подошли пожилые женщины, положили на стол две пары валенок, несколько буханок хлеба и сказали: «Это вам, сынки, бейте иродов, нет от них жизни».
Колхозники другой деревни ночью отвезли полторы тонны картофеля партизанам в Немировский лес, где была база Осташевского отряда, а жители Салькова передали им трех коров, которых хотели забрать немцы.
Не оставалась в стороне от борьбы с врагом и молодежь, района. Комсомольцы Лужковского сельсовета в течение двух месяцев выхаживали раненых красноармейцев, зная, что, если узнают об этом фашисты, их ждет расстрел.
Коле Григорьеву, ученику Ново-Теряевской школы, когда началась война было 18 лет. Он начал свой боевой путь у берегов Волги и дошел до Вислы. Он погиб вдали от Родины. За боевые подвиги ст. лейтенанту Николаю Ивановичу Григорьеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза..
Ст. лейтенант Попов Андрей Иванович из дер. Лызлово Рузского района, командир звена, сбил 18- вражеских самолетов и тоже стал Героем Советского Союза.
Упорные бои за Рузу продолжались около месяца, и только 19 января 1942 года она была освобождена. В самый разгар боя в город ворвался танк старшины Авилова. Танк имел уже 5 пробоин, заклинило башню, но экипаж продолжал вести бой. Еще стреляла пушка и в исправности были гусеницы. Танк раздавил противотанковую пушку и расчистил путь для пехоты.
Смело действовал в бою за Рузу командир пулеметной, роты лейтенант Четвериков. Он вскочил с ручным пулеметом на танк и возглавил атаку. Презирая опасность, лейтенант выполнил свой воинский долг, смерть его дорого обошлась врагу. Более 50 фашистов было уничтожено им во время атаки.
На площади Партизан в центре города захоронены советские воины и герои-партизаны, отдавшие свои жизни за то, чтобы Руза и ее район, как и вся наша великая Родина, снова стали свободными.
Памятник погибшим за освобождение города (1946 г.)
Общий вид мемориального сквера на Площади Партизан (1949г.)
Фотографии из фонда Рузского краеведческого музея