«…Когда ты чувствуешь связь с Богом,
жизнь становится лучше…»
Выставка православных икон, выполненных в оригинальной технике
В Рузском краеведческом музее открылась выставка декоративно-прикладного творчества Николая ДОРОШЕНКО. Здесь представлены панно, росписные доски. Но особое, почетное место в экспозиции занимают православные иконы, выполненные в оригинальной технике (инкрустация соломкой и выжигание по дереву)
Надо сказать, что творчество, связанное с обработкой растительного материала - лозы, бересты, рогоза, соломки, всегда вызывает трепетный интерес. Эти экологически чистые, интереснейшие природные материалы дают большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии.
В руках мастера обычные ивовые прутья превращаются в ажурные кружева, а соломка может стать основой украшения шкатулки, игрушки, посуды.
Еще одна особенность выставки – это своего рода подведение творческих итогов в год 55 - летия мастера.
Свой юбилей зрелости Николай Дорошенко встречает с солидным багажом за плечами: два законченных высших образования – педагог (1985) и практикующий психолог (1994). Специальность психолога расширила круг его общения, дала возможность посетить большинство районов области, ознакомиться с местными традициями и народными промыслами.
Будучи по натуре человеком творческим, а в юности он увлекался аппликацией из соломки и выжиганием по дереву, решил попробовать себя в рисовании картин с применением этих уже знакомых техник. Основным в процессе создания изображения было выжигание, оно помогало «прорисовать» тонкие линии, придавало лицам определенные выражения. А фактура соломки служила украшением и помогало раскрыть идейный замысел.
Вообще украшение изделий соломкой известно у многих народов мира не одну тысячу лет. Это ремесло ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с почитанием зерновых культур. Наши предки верили в божественную силу зерна. Накопленная в стеблях и колосьях живородящая сила природы самым благотворным образом воздействует на каждого, кто так или иначе соприкасается с ними.
Ценился не только хлебный колос, но и его стебель - великолепный поделочный материал, из которого изготавливались плетеные корзины, шкатулки, лари для хранения зерна, посуда, игрушки и др. Особенно эффектна солома при использовании в технике инкрустации – аналогии аппликации, когда тонкие детали наклеиваются на поверхность предмета.
Панно "ЖАР-ПТИЦА"
Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из нее рисунок в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. Если соломина повернута так, что свет скользит вдоль волокон, то она кажется темной, как бы пригашенной. А если свет падает перпендикулярно волокнам, соломина как бы светится за счет отраженных лучей. Но стоит только переместить источник света или же повернуть инкрустированное изделие, как светлые ромбики погаснут, а темные, наоборот, засверкают.
Панно "ПАВЛИН" (бархат, аппликация соломкой)
Первые работы автор посвятил самым родным и близким людям. В дальнейшем возник особый интерес к религиозной тематике. Как-то, будучи на православной выставке, почувствовал желание применить осваиваемую комбинированную технику (инкрустация соломкой и выжигание) к созданию икон. Интуиция мастера не подвела. Соломенная живопись была известна нашим далеким предкам. Изображения в технике соломки и выжигания присутствуют еще в иконостасе Елецкого Свято-Успенского монастыря (XI-XII вв).
Естественно, в современных условиях с применением существующих технологий возрождение этого вида творчества можно назвать новым и оригинальным видом техники работы с соломкой.
Икона "См. Богродица "ПОЧАЕВСКАЯ"
Иконы выполнены в оригинальной технике: лики, элементы одежды святых, руки - это выжигание по дереву, а их наряды, нимбы, орнаменты и общий фон — инкрустация соломкой.
По мере усовершенствования техники Николай Николаевич понял, что соломкой лучше заполнять основную площадь картины, она оттеняет лики, а еще этот природный материал наполняет работы особой теплотой и светом. Разные оттенки соломки — это на самом деле различные сорта растений: пшеница, рожь или овес, а разные цвета получаются при помощи простых красителей - зеленки, синьки, «морилки» (для оттенков красного).
Как человек верующий, Николай подошел к работе не только с мастерством, но и с верой.
Поначалу на создание одного образа у Николая Дорошенко уходил примерно месяц. Теперь работа движется быстрее, оттачивается навыки, совершенствуются мастерство, и дело спорится. Конечно, без вдохновения и Божьего промысла работа не пойдет.
«Когда ты понимаешь и чувствуешь связь с Богом, с высшей силой (можно по-разному это называть), твоя жизнь становится лучше, а если нет — что бы ты ни делал, никогда не будешь удовлетворен», - делится своими мыслями Николай Дорошенко.
Впервые представив на суд зрителей свои работы в 2009 году, Николай уверенно движется вперед.
2009 год - участие в выставке Черниговской региональной торгово-промышленной палаты
2012 год - первая персональная выставка «Уменье рук и состояние души» .
2015 год – вступление в Союз художников Подмосковья
Творческие поиски художника продолжаются в разных направлениях, например, вводятся элементы живописи и резьбы по дереву, расширяется цветовая гамма, изучаются новые возможности такого простого, на первый взгляд, материала, как солома.
Панно "ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА" ( аппликация соломкой)
Выставка продлится до 12 февраля
Справки по телефону 8 ( 496 27) 23 483