Без школы — нет государства.
Без учителя — нет достойных граждан
Докладчик Иноземцева М.Л.
Так сложилось, что в Российской империи достаточно продолжительное время не было единой системы начального образования. На территории страны функционировали учебные заведения, принадлежавшие разным ведомствам. В конце 60-х гг. XIX века в России определились следующие типы начальных школ:
1) министерские образцовые (двухклассные) школы;
2) одноклассные училища Министерства Народного Просвещения, находящиеся в заведовании училищных советов и дирекций народных училищ (неправильно называемые земскими);
3) церковно-приходские училища;
4) школы грамоты.
Но, ведущую роль в системе народного образования играли церковно-приходские и земские школы, которые формировали образовательное пространство провинции. Плоды просветительной деятельности духовенства в этот доземский период были налицо. В 1865 г. 2/3 всех приходов России имели уже церковно-приходские школы с количеством учащихся свыше 400.000.
Официальное существование школы при храмах и монастырях начали в 1836 году по «Высочайшему повелению» государя-императора Николая I Павловича. В 1839 году количество этих школ достигло 2000 с 19 тыс. учащихся. А к концу века, а если точнее, к 1898 году, наблюдались следующие цифры: 38,5 тыс. школ и около 2 млн. учеников.
В конце 60-х г.г., когда появились новые работники на ниве начального народного образования – Министерство Народного просвещения и земства, духовенство способствовало укреплению земских школ, располагая к ним народ и общественное мнение. На старую церковную школу было объявлено гонение, хотя именно эта Школа в Царской России играла огромную роль в воспитании народа. Принято хвалить земскую школу (западническую) и ругать напропалую церковно-приходскую. А предвзятое отношение к школам этого типа у земства, интеллигенции и «образованного» общества сохранялось вплоть до революционных событий 1917 года.
И в защиту Ц-П школ и системы преподавания в них мне хочется процитировать слова из книги И.В. Преображенского « Духовенство и народное образование, 1900 г.»: «Русская народная школа создана нашим духовенством, и это будет составлять его вечную заслугу пред Отечеством. Это — одна из лучших страниц в истории его просветительной деятельности. И эта страница так прочно начертана, что ни замалчиванием, ни какими-либо другими способами стереть, изгладить ее никому не удастся. Именно соработничество государей и лучших представителей сословий Российской империи создало русскую школу. Принципы воспитания в ней были на порядок выше, чем в школах Европы…»
Церковно-приходская школа, как школа близкая к народу, играла большую роль в повышении общего образовательного уровня , и это образование могло стать значимым фактором влияния на развитие сельскохозяйственной промышленности.
Следует отметить подъем религиозно-нравственного воспитания крестьян путем просвещения. Образование рассматривается и как средство повышения умственного уровня народа, и как средство борьбы против беспорядков. И надо отметить тот факт, что именно «В последние десятилетия накануне революции 1917 года наиболее быстро развивался образовательный потенциал уже не Германии, но США и России (…решающее «приращение» образовательного потенциала было сделано в царствование Николая II)».
Но вернемся к истокам школьного образования в Рузском уезде.
В 1786 году по указу Екатерины II был принят Устав народных училищ. Согласно этому документу, в губернских городах учреждались главные – четырехклассные, а в уездных - малые двухклассные, народные училища, предназначавшиеся как для мальчиков, так и для девочек все сословий.
Первое народное училище уездного типа было открыто в Рузе в 1806 году. Надо отметить, по темпам открытия народных училищ Московская губерния первенствовала в Центральной России. Отмена крепостного права в 1861 году обусловила необходимость расширения системы образования, и в этом огромную роль сыграли земства и городские управы. В уездных городах начали создаваться начальные и средние учебные заведения. Ближайшее среднее учебное заведение к Рузе была Можайская гимназия, которая обслуживала четыре крупные уезда Московской губернии — Можайский, Верейский, Рузский и Звенигородский.
Обучение крестьянских детей и детей городской бедноты в Можайской гимназии было исключительно редким явлением. Крестьянские дети в лучшем случае обучались в начальной школе Рузского уезда, а подавляющее большинство населения, оставалось неграмотным. В Памятной книжке Московской губернии 1909 года есть сведения по учебным заведениям Рузского уезда того периода:
В городе Рузе:
трехклассное городское училище
Попечитель –князь Павел Дмитриевич Долгоруков
Учитель инспектор – надворный советник Иван Петрович Королев.
Законоучитель –священик Сергей Алексеевич Зверев.
Учителя: Иван Дмитриевич Крылов и Василий васильевич Смирнов.
женское городское училище:
Попечительница –графиня М.И. Мусина-Пушкина.
Законоучитель –священник Иван иванович Крутиков.
Учительницы: Вера Николаевна Устинская и Софья Ивановна Игнатьева.
Примечание: Здесь уместно добавить, что это женское училище так и останется начальным, несмотря на то, что все остальные женские учебные заведения губернии приобретут в период с 1900 по 1914 год статусы женских средних учебных заведений (Богородск, Бронницы, Верея, Волоколамск, Дмитров, Егорьевск и другие уезды Московской губернии)
В Рузском уезде:
Двухклассное училище Министерства народного просвещения в селе Каменках.
Заведующий –п.М.Сорокин
Законоучитель Николай михайлович Другов.
Начальные училища и школы разных ведомств в уезде:
Земские училища: 49
Церковно-приходские школы: 21
Школы грамоты: 10
Школы Императорского Московского Воспитательного дома: 3
Школа Министерства внутренних дел: 1
В 1911—1912 годах в Рузском уезде насчитывалось 53 начальные школы, в которых обучались 2704 человека. Учащиеся составляли всего около трех процентов населения. Учились в школе менее половины крестьянских детей.
Кадры учителей в уезде комплектовались в основном за счет лиц, окончивших женские гимназии, несколько учительниц начальных школ были с домашним образованием. Но были и учительницы, окончившие женские 8-ми классные епархиальные училища (учебные заведения, содержащиееся за счет православной церкви).
В Московской епархии на рубеже XIX-XX веков действовали шесть церковно-учительских школ: Спасо-Преображенская - в Богородском уезде, Аббакумовская - в Верейском, Холмская - в Рузском, Нехорошевская - в Серпуховском, Чашниковская - в Московском, Ветлинская - в Клинском.
Немногочисленные учителя-мужчины, которых в 1912 году в школах Рузского уезда насчитывалось 8 человек, работали после окончания духовных семинарий.
В Отчетах Рузской уездной земской управы мы видим, что в 1913 году в уезде на образование было израсходовано 73540 рублей 31 копейку. Сюда же отнесены расходы по строительству и ремонту школьных зданий в сумме 20924 рубля 32 копейки. Но этих средств было явно недостаточно: здесь же в отчете зафиксированы отказы крестьянским обществам в строительстве школ и в открытии дополнительных классов из-за недостатка средств.
В Рузском уезде благодаря энтузиазму местной интеллигенции делались попытки улучшить качество народного образования. При деревнях работали земские школы, училища, библиотеки, иногда комитеты о народной трезвости, при селах — церковно-приходские школы.
Так например, в Федькове Моревской волости находилась школа грамоты Кирилло-Мефодьевского православного братства, в с. Васильевское находилась «Васильевская частная школа Моревской волости».
Почти в каждой волости существовали комитеты о народной трезвости, библиотека, земские и церковно-приходские училища. Например,
в селе Комлево находились «земское училище, библиотека…» ;
в селе Нестерово — церковно-приходская школа, усадьба Нырковой;
в селе Старая Руза — земское училище, земская библиотека, читальня…;
в селе Брыньково — «земское училище…;
в селе Горбове — «земское училище, библиотека о народной трезвости…»;
в селе Клементьево — «земское училище, библиотека…»;
в селе Борзецово — церковно-приходская школа…
К этим людям, в первую очередь, следует отнести профессора Московского университета Николая Юрьевича Зографа, основателя гидробиологической станции на озере Глубоком. В селе Мытники он имел усадьбу и принимал самое активное участие в жизни Рузского уезда. На Городке были открыты библиотека (1905) и музей быта местного края (1906).
Под руководством Н. Ю. Зографа и его помощника Н. В. Воронкова, заведывавшего этой станцией, в 1909 году были проведены учительские курсы с организацией археологических раскопок и экскурсий по местному краю.
Начальные школы тогда в зависимости от подчинённости назывались министерскими или земскими училищами. Например, в 1886 году Рузский уезд имел только одно министерское училище. Оно находилось в селе Каменском, что севернее Рузы. Остальные 37 училищ, в том числе и Васильевское, считались земскими.
Таким образом, Васильевская школа существует уже более ста лет. Точной даты ее основания мне выяснить так и не удалось. Во второй половине ХIХ века здание Васильевской школы находилось к западу от Воскресенской церкви. На том месте в конце ХVIII – начале XIX веков стоял старый барский дом Яковлевых, в котором провёл счастливые детские годы будущий писатель Александр Герцен. Тот дом разрушился от ветхости. Через несколько лет на его фундаменте за счёт средств земства построили Васильевское земское начальное училище. Его посещали дети из деревень Агафоново, Мышкино, Крюково, Поречье.
В сохранившихся документах за 1894 год учебное заведение уже именовалось Васильевской частной школой Моревской волости. Она обслуживала деревни Бережки, Мышкино, Полушкино, Агафоново, Алтыново. Всего было 45 учеников. Их обучал один учитель. Он вёл следующие предметы: «Русскiй языкъ», «Арифметика», «Пенiе». Согласно программам 1897 года по русскому языку, ребята занимались чтением, письмом и грамматикой.
В то время обучение грамоте велось в основном по звуковому методу. Часто проводилось рассказывание по картинкам. В порядке объяснительного чтения на уроках русского языка ребятам сообщались самые элементарные сведения по природоведению, физической географии и русской истории. Большое внимание уделялось грамматике и орфографии. На уроках арифметики тогда изучались четыре математических действия с целыми числами. О дробях школьникам всего лишь сообщали, но не учили производить какие-либо действия над ними. Весьма прогрессивными учебными книгами того времени были «Родное слово» К.Д. Ушинского, «Мир в рассказах для детей» В.П. Вахтерова, «Азбука» и «Русские книги для чтения» Л.Н.Толстого.
В России до первой мировой войны было 101 917 начальных школ, в которых обучалось 7 млн. человек. В школах, принимавших менее 50 учеников, обычно работал один учитель. Такие учебные заведения располагались в сельской местности и назывались однокомплектными. Одной из них была Васильевская школа. Курс обучения был рассчитан на 3 года. Более крупные сёла Московской губернии имели двухкомплектные школы, в которых работали по два учителя. Курс обучения в них был рассчитан на 4 года. Школы, в которых учились 3 или 4 года, назывались одноклассными начальными училищами.
Но при этом существовало ещё и небольшое количество двухклассных училищ. В них учёба продолжалась 5 лет, из которых первые три года считались первым классом, а последующие два – вторым классом. Таким образом, до революции школьное понятие «класс» не соответствовало году обучения.
Ещё на рубеже 19 и 20 веков земством разрабатывались проекты о переходе Рузского уезда на всеобщее начальное обучение, которое охватило бы всех детей от 8 до 11 лет. Было подсчитано, что в этом случае Васильевская школа приняла бы 51 ученика. Но по разным причинам не все дети имели возможность получать образование. В то время можно было встретить множество людей, вообще не умевших читать. После учебной реформы 1918 года по всей стране был проведён ликбез (ликвидация безграмотности). Все земские, частные и церковно-приходские школы вошли в структуру Рузского роно (районного отдела народного образования). По всей стране были приняты единые учебные программы.