В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения известного рузского краеведа Константина Алексеевича Моченова (1910-1975). Это имя неразрывно и тесно связано с Рузским краем.
Будучи страстным краеведом, автором многочисленных статей по истории Рузы и ее окрестностей, он был еще замечательным человеком, талантливым педагогом, строгим и справедливым директором Волынщинского детского дома, пламенным защитником природы и памятников истории и культуры родного края.
Несмотря на то, что многие статьи были напечатаны в районной газете «Красное знамя» в 70-х годах прошлого века, до сих пор они не утратили актуальности.
Битва на Тросне
К.А.Моченов на Тростенском городище (август 1972).
Фото из Рузского районного архива.
В начале XIV века Москва становится могущественным княжеством. При Данииле Александровиче (сыне Александра Невского), Москва была младшим уделом. На картах прошлого (1300— 1462 г.г.) самыми первыми городами Московского княжества были Звенигород. Руза, Радонеж, Перемышль, Оболенск. Это было основное ядро Московского государства. Младший удел неожиданно оказался настолько сильным, что один за другим начинает громить старшие уделы.
В 1301 году Даниил напал на рязанского князя и, несмотря на то, что тому помогали татары, разбил его, взял в плен и захватил важный стратегическим пункт — Коломну, по существу ключ к Рязанскому княжеству. В 1302 году он захватывает Переяславль-Залесский, один из старейших городов Северово-восточной Руси, считавшейся выше и старше Москвы. Даниил прекрасно понимал значение Переяславля.
В 1305 году сын Даниила Юрий захватил у смоленского князя город Можайск — важный торговый и стратегический пункт. А ведь совсем недавно, в 1293 году, татарский царевич Дюдень захватывал Москву и разорил ее.
Московские князья последовательно расширяли свое княжество: и силой, и покупая земли и других князей. В невероятно тяжелых условиях татаро-монгольского ига и кровопролитнейших междоусобных войнах Москиа становится центром объединения Руси и борьбы за национальную независимость.
В 1367 году при Дмитрии Донском московский Кремль был расширен и обнесен каменными стенами. Облицовка была сделана из белого камня (отсюда белокаменная Москва). Высота этих прочных стен была увеличена в два раза. Каменный Кремль сыграл огромную роль в усилении Московского княжества. При нападении врагов население садилось в осаду — укрывалось за этими стенами. Литовские войска трижды пытались, но так и не смогли взять Кремль. Не мог его взять и хан Золотой Орды Тохтамыш в открытом бою, а ворвался в него лишь благодаря обману и предательству.
Дмитрий Иванович Донской стал собирать и накапливать силы для решительной битвы с татаро-монголами.
В 1368 году Великий князь Литовскнй Ольгерд после неудавшейся попытки заключить в 1349 году союз с татарским ханом Джанпбеком, собрав огромное войско, решил неожиданным ударом покончить с Москвой. Он мечтал разрушить Кремль и остановить усиление Московского княжества. Под стягами Ольгерда были не только литовские полки. На Москву двигалось войско брата Ольгерда Кейстута. рать сыновей Ольгердовых и сына Кейстута Витовта. Вместе с ними были князь Лев Смоленский и Михайло Тверской со своими полками.
Оболонск был взят на щит, разграблен дочиста, рати посечены. Князь Константин Юрьевич Оболенский погиб в битве.
21 ноября 1368 года на подступах к Москве на реке Тросне (эта река впадает в Тростенское озеро и называется сейчас Тростной) произошла ожесточенная битва, известная в истории под названием «Битва на Тросне».
Начало ее было неблагоприятно для московского князя ввиду неравенства сил. Москва не успела собрать свои основные полки. В бой с литовцами вступили но значительные силы. Воеводы Москвы погибли на поле брани. Дмитрий Минин был убит в самом начале битвы. Второй воевода Акинф Шуба сражен на берегу Тросны, где он отчаянно пытался остановить врагов у самой кромки воды. Вражеская стрела пробила ему голову и он заперт во упал на сырой песок. Но отступавшие от превосходящих сил противника русские воины, прижатые к воде, оставшиеся бел воевод, в этот страшный момент. поняв всю опасность дальнейшего отступления, вдруг повернулись и неудержимо бросались вперед на копья литовцев. На береговом скате с новой силой за кипела сеча. С невероятным упорством русские не только отбивались, но и теснили отборные войска литовцев. Рассвирепевший Ольгерд сам бросился в гущу боя, но едва был вытащен оттуда. Русские изрубили отборную конную рать Ольгерда. Тросна окровянилась от этого боя. На береговых склонах лежали горы погибших.
Ольгерд со своими полками подошел к московскому Кремлю. Но взять его ему не удалось, хотя для этого и были подготовлены мощные осадные орудия. Каменные стены Кремля выдержали осаду. Литовцам удалось проломить ворота под башней, но ворвавшиеся в пролом оказались в западне, перед ними были другие ворота. Враги были истреблены со стен башни.
В бессильной злобе Ольгерд был вынужден отвести свои войска. Он хорошо понял, что каменные стены были надежным щитом для московского князя. Надо было уходить восвояси. Иначе могло быть хуже. Еще свежа была в памяти битва на Тросне. Он видел, как бились русские в неравных условиях. Сила русских была потрясающей.
К. МОЧЕНОВ.
Красное знамя. 1972