Мы помним! Мы гордимся! Тучковский партизанский отряд

 

Январь месяц для жителей Рузского района — это не только праздники, но и дни памяти о тех, кто не пережил оккупацию, кто погиб в боях за Рузский край с фашистскими захватчиками. 

12 января был освобожден поселок Тучково, 19 января – Руза.

Огромный вклад в Победу внесли партизанские отряды, действовавшие на территории Рузского района – Рузский и Тучковский.

Командиром Тучковского партизанского  отряда был назначен АГАРКОВ Иван Васильевич (1903-1975).

Вот как он характеризовался в представлении на награждение

Агарков Иван Васильевич, 1903 года рождения, член ВКП(б), директор Керамического комбината – командир партизанского отряда Рузского района. Тов. Агарков являлся командиром роты истребительного батальона. С момента перехода в условия партизанской борьбы тов. Агарков показал себя, как боевой и решительный организатор и командир.

В течении 15 дней отрядом под командованием тов. Агаркова проведены 6 боевых операций, в результате которых уничтожено: 31 немецкий солдат, 2 фашистских солдата, согласно задания, взяты в плен и доставлены в штаб 144-й стрелковой дивизии, уничтожены также 2 повозки с медикаментами, одна повозка с продовольствием и личными вещами солдат.

Тов. Агарков ведет большую разведывательную работу для командования 78-й, 144-й стрелковых дивизий, чем оказывает большую помощь Красной армией – представляется к ордену Красного Знамени.

Предлагаем вашему вниманию воспоминания И.В. Агаркова, опубликованные в 1974 году в газете «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».

В первые дни войны только с керамического комбината и изве­сткового завода ушли в действующую армию 200 рабочих, а в июле 1941 года еще 50 человек записались в ополчение.

16 июля 1941 года я был назна­чен командиром Тучковской ист­ребительной роты, которая была сформирована из рабочих туч­ковских предприятий.

Поскольку многие наши бойцы не имели военной подготовки, мы занимались ею по 10 часов в сут­ки, остальное время отводилось оперативной работе. В это же время все трудоспособное насе­ление поселка трудилось по 10— 12 часов в сутки на строительст­ве оборонительных рубежей.

Когда фашистская авиация на­чала совершать массированные налеты на Москву, подвергался бомбардировке и поселок Тучково. Вместе с бойцами роты в борьбе с зажигательными бомба­ми и пожарами участвовало насе­ление, школьники. Из числа уча­щихся были созданы противопо­жарные звенья, члены которых дежурили круглосуточно с кле­щами, лопатами на чердаках жилых домов и на производствен­ных зданиях.

Фронт  тем временем приближался. Уже был слышен орудийный гул. В начале октября из райкома партии поступило ука­зание приступить к формирова­нию партизанского отряда. Мне было приказано вступить в его командование.

Все мужчины в возрасте от 19 до 50 лет уже находились в дей­ствующей армии и в частях на­родного ополчения. Поэтому фор­мирование отряда шло за счет людей пожилого возраста, допри­зывной молодежи и рабочих с производства.

При зачислении в отряд при­держивались принципа добро­вольности, брали в первую оче­редь людей, хорошо зарекомен­довавших себя на производстве и в повседневной жизни, готовых к нелегкой борьбе в тылу врага.

Костя к нашего партизанского отряда составили бойцы истребительной роты. Некоторых товарищей мы не смогли взять в отряд из-за их слабого здоровья.

Как только формирование бы­ло закончено, провели собрание личного состава, где я объявил о назначении командирами взводов А. М. Ерохина и М. Н. Земскова. Секретарем партийной организа­ции утвердили А. А. Осадчего.

20 октября 1941 года отряд от­был на заранее подготовленную лесную базу. В поселке Колюбакино к нам присоединилась груп­па партизан, сформированная парторганизацией игольного заво­да. Отряд теперь насчитывал 56 человек, в том числе две женщи­ны.

Наша база располагалась в густом лесу, неподалеку от озера Глубокое. Личный состав отряда разместился в землянках. Для охраны базы и подступов к ней была выставлена охрана. Всем бойцам и командирам был дан пятидневный срок для де­тального ознакомления с местно­стью — изучения лесных дорог, просек, тропинок и ориентиров, по которым безошибочно можно было бы выйти в нужный насе­ленный пункт и возвратиться на базу. С помощью лесника В. П. Чепелева мы хорошо изучили лес, прилегающий к озеру Глубокому и ближайшим деревням.

В последних числах октября в отряд прибыли секретарь Рузско­го РК ВКП(б) П. А. Ткачев и заве­дующий отделом МК партии М. П. Щербаков.

Информировав нас о положе­нии на фронте, они поставили пе­ред партизанами следующие за­дачи: проводить разведыватель­ные операции на территории, занятой немецко-фашистскими войсками; устраивать засады и со­вершать нападения на легкие вой­сковые и транспортные подразде­ления врага, не давать оккупан­там спокойно жить на нашей зем­ле; установить связь с населени­ем, привлекать людей, внушаю­щих доверие, к выполнению за­даний партизан и диверсионных групп; проявлять максимальную осторожность при проведении разведывательных и боевых опе­раций.

Время, отведенное на отдых и ознакомление с местностью, за­кончилось. Нужно было посылать- в ближайшие селения, уже заня­тые фашистскими войсками, раз­ведчиков для выяснения обста­новки и сбора разведданных. В первый раз в разведку послали добровольцев, которых оказалось значительно больше, чем требо­валось. Были это в основном лю­ди пожилые, с ними две женщи­ны — Т. Ф. Баловенская и Е. Н. Смирнова.

                Т. Баловенская в партизанском отряде

Собранные в этот раз и в по­следующем сведения были пере­даны в кавалерийский корпус Л. М. Доватора и 5-ю армию генерала Говорова, с которыми мы поддерживали постоянную связь.

Доставкой разведывательных материалов и «языков» через ли­нию фронта занимались энергич­ные и наиболее крепкие физиче­ски бойцы отряда. Много раз вы­полняли это трудное и рискован­ное задание командиры отделе­ний С. В. Лукин и А. Ф. Едаков, бойцы т.т. Назаров, Сычев, Еро­хин, Чистяков и другие.

Первую боевую операцию вели на дороге между дерев­нями Стрыгино и Редькино. Две группы партизан по 10 человек в каждой залегли в засаде. Прошло немного времени, и на дороге показалось несколько повозок, нагруженных ящиками и вещевы­ми сумками. Позади шли человек 25—30 немцев. Нападения они, конечно, не ожидали.

Подпустив фашистов на близ­кое расстояние, бойцы дали дру­жный залп, а затем поднялись в атаку. Захватив богатые трофеи, партизаны вернулись на свою ба­зу. Первое боевое крещение под­няло дух бойцов и показало, что наибольший успех может быть обеспечен при внезапном нападе­нии. Этой тактики мы придержи­вались и в дальнейшем.

Вскоре командование отряда подготовило новую, более круп­ную операцию. В ней принимали участие почти все наши бойцы. Засаду устроили на дороге, веду­щей из Корчманова в Николь­ское. Ждать немцев долго не пришлось: на опушке леса появи­лась группа солдат, за ними сле­довал обоз.

Группа фашистов была взята партизанами в клещи. Мощным ружейным и автоматным огнем народные мстители уничтожили противника. В этом бою были за­хвачены богатые трофеи — авто­маты, гранаты, патроны, обогре­вательные пакеты и вещевые сум­ки.

В операции особо отличились бойцы т.т. Александров, Булычев, Бобров, Бунтов, Жевлаков, Зюков, Ребров, Зимников и Клюев. Уме­ло руководили боем командиры взводов т.т. Ерохин и Земсков, командиры отделений т.т. Сарычев, Лукин, Едаков.

Партизаны минируют пути в районе Тучкова

Отряд действовал в прифрон­товой зоне, обильно насыщенной войсками противника. Все приле­гавшие к партизанской базе де­ревни были заняты гитлеровцами. Поэтому командование стало про­водить боевые операции неболь­шими группами партизан — по 5 человек. Район действий мы отодвинули подальше от базы, чтобы не раскрыть свою дисло­кацию.

В ноябре 1941 года командир взвода М. Н. Земсков получил задание захватить «языка». Отобрав группу бойцов, он начао операцию.

Разведка доложила, что между деревнями Редькино и Голосово в грязи завязло не­мецкое орудие. Партизаны устро­или возле него засаду. Скоро по­явилась группа фашистов, спе­шившая вытащить пушку. Увлек­шись делом, они не обращали внимания на то, что делается по сторонам. Партизаны воспользо­вались этим, напали на растеряв­шихся фрицев. Нескольких унич­тожили, а одного захватили в плен. Он дал ценные показания и был отправлен в штаб 5-й ар­мии.

Наш отряд действовал в кон­такте с армейской разведкой. К нам через линию фронта прихо­дили группы разведчиков-авто- матчиков, диверсионные группы, которые следовали в глубокий тыл противника. Вместе с ними мы организовывали боевые вы­лазки.

Помню одну из них. Однаж­ды партизаны и войсковые разведчики устроили засаду на голосовской дороге, подстерегли группу немецких автоматчиков и открыли по ней огонь. Фашисты стали отступать. Наши бросились в погоню. Скоро немцы опомни­лись, перестроили свои ряды и при поддержке минометов попы­тались отрезать бойцов от леса и уничтожить их. Пришлось вводить в бой подкрепления. Мы остано­вили противника и дали возмож­ность партизанам и бойцам Со­ветской Армии отойти в лес.

Совместную операцию с ар­мейскими разведчиками провели в деревне Григорово. Ночью пар­тизаны и солдаты бесшумно по­добрались к штабу, сняли часо­вых и забросали дом гранатами, а также взорвали блиндажи и по­вредили телефонную связь. Пока немцы опомнились, наша группа отошла к лесу и без потерь вер­нулась на свою базу.

Дерзкие операции «лесных разбойников» (как называли нас немцы) обеспокоили коман­дование противника. Оно пред­приняло несколько попыток унич­тожить отряд.

В конце ноября немецкие авто­матчики ворвались в дом лесника В. П. Чепелева и потребовали, чтобы он указал местонахожде­ние партизан. Не добившись ни­чего, изверги расстреляли Васи­лия Прокофьевича и его семнад­цатилетнего сына Петю, а дом со­жгли. Оба патриота были по­смертно зачислены в отряд, а партизаны отплатили фашистским варварам за их гибель.

В первых числах декабря, пос­ле нашей успешной операции в Григорове, в лес был послан крупный отряд карателей. Раз вернувшись в цепь, солдаты дви­нулись по направлению к нашей базе.

Наши часовые вовремя донесли о приближении противника. По тревоге мы заняли оборону и от­крыли сильный ружейно-автомат­ный огонь. Продержались до на­ступления темноты, а затем, видя превосходство немцев в живой силе и технике, с боем отошли в глубь леса. В это время смер­тью героя погиб, прикрывая от­ход товарищей, Никита Парфенович Петушков. До войны он ра­ботал в Тучкове.

Немцы не решились в темноте преследовать отряд, подожгли землянки и ушли из леса.

Отряд мог успешно действовать благодаря помощи и поддержке со стороны местного населения. Жители снабжали нас сведениями о передвижении противника, обе­спечивали, когда была острая ну­жда, продовольствием. Партиза­ны, в свою очередь, вели среди местных жителей пропагандистско-разъяснительную работу, со­общая им о положении на фрон­тах.

Вскоре  после передислокации отряда на новую базу нача­лось контрнаступление Советской Армии на центральном участке Западного фронта. Мы услышали громовые залпы легендарных «ка­тюш».

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14