Мы продолжаем серию публикаций «История одного предмета».

Мы продолжаем серию публикаций «История одного предмета». Сегодня речь пойдёт о славянских височных кольцах. В музее хранится несколько таких колец. Объединяет эти кольца общее время происхождения: они относятся   к 12- 13 веку. Но есть археологические находки, говорящие о том, что подобные  кольца  встречаются   гораздо раньше – в бронзовом веке, хотя  наибольшее распространение получили в средние века. Кольца  височные, семилопастные. Имеются боковые колечки. В середине кольца  орнамент  из насечек – лежащий полумесяц. 7 выступов – углов на лопасти. Вокруг каждого выступа  выбиты полукружья из насечек.  Лопасти секироподобные.  Концы лопастей у них имеют мягкие округлые очертания и несколько утолщены. Особенно интересно то, что знаки на лопастях (знаки плодородия и роженицы) встречаются только в окрестностях Москвы.

Височное кольцо — женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда укрепляли непосредственно в волосах или продевали в мочку уха.

Как эти кольца попали в наши земли?  Б.А. Рыбаков] делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору» 

Их лопасти, округлые поначалу, постепенно становились "секировидными", затем и вовсе начали  смыкаться. Замечено, что вятичские кольца очень нравились в других племенах. Например, на соседней территории кривичей они найдены вперемешку с местными образцами и даже продетыми в кривичское щитковое кольцо. Что, если их носила женщина, чей муж был из вятичей? А может быть, она купила их или приняла в подарок? Нам об этом остаётся только гадать...

 Семилопастные кольца представляли собой обереги. Оберег - перевёрнутый петушиный гребень. У взрослых женщин на височном кольце 7 лопастей, где семь – знак Огня, Семика. А петух - птица Огня. «Пустить красного петуха» до сих пор говорим мы, подразумевая поджог.  Существует так же версия, что такая форма колец связана с солнцем, символизируя два самых важных события в солнечном цикле -  восходящее и заходящее, а между ними ясный день. Само кольцо показывает траекторию движения солнца и изменение силы. Каждый луч в виде «крина» - символа жизненной силы на Земле. Как оберег такие серьги укрепляли  жизненную силу и здоровье, даровали  долголетие и творческую энергию. Также этот оберег приносил счастье и гармонию в семью, так семь лучей у славян символизировали  семью.

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14