Наши партнёры

ПРИГЛАШАЕМ

 

ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

Выставка рисунков "Родные места любимого города"

Виртуальная выставка фотографий "Я - ружанин"

Поиск на сайте

Случайное фото

Версия для слабовидящих

На охоту с фотоаппаратом

Интервью с фотографом Дмитрием Гончаровым в газете "Красное знамя" 

01 окт. 2019 г

 

На прошлой неделе в Рузском краеведческом музее завершилась фотовыставка Дмитрия Гончарова «Мой мир». В экспозицию вошли работы в жанрах «пейзаж», «фотоохота» и «макро», сделанные в разных уголках нашей страны и зарубежья. На большинстве снимков запечатлена природа Рузского округа. 

– Вы выставлялись в Рузском краеведческом музее уже  пятый раз, в 2014 году даже продлили выставку на месяц. Видимо, местным жителям пришлось по вкусу ваше творчество.
– Думаю, это так и есть, ведь природа нравится людям всех возрастов.  Взрослых привлекают фрагменты фотоохоты, местные пейзажи, а детям в принципе интересен животный мир. 
В своих работах я попытался показать прелесть природы средней полосы России, передать её настроение и колорит. Мне как фотографу и биологу любопытно наблюдать изменение пейзажа в разные времена года: видеть, как растут деревья, «узнавать в лицо» любимые места, знать, когда появляются объекты для макрофотоохоты. В разное время суток, не говоря уже о временах года, одно и то же место создаёт совершенно новое ощущение и настроение. Большая часть летних пейзажей и макрофотографий объединены темой раннего утра. Окружающий нас мир медленно просыпается, вокруг тишина, туман, всё покрыто росой и мягким светом без резких переходов. 
Некоторые работы сделаны в других странах: Испании, Италии, Чехии. На них я постарался показать какие-либо запоминающиеся особенности, колорит и обаяние этих мест.

– Как вам удается поймать насекомых в движении?
– Для этого нужна специальная техника, телеобъективы и определенная методика. Мелких певчих птичек проще фотографировать, чем, например, сов, хотя на самом деле они тоже довольно пугливы. Луговой чекан, канарейки ближе тридцати метров человека к себе не подпускают. Но мы на них успешно «охотились», подбираясь почти на десять метров. Для этого медленно подъезжали на машине и снимали через открытое окно. Многие птицы на автомобили не реагируют, потому что уже привыкли к ним. Совы (некоторых я фотографировал в Рузском округе, потому что у меня дача вблизи деревни Ивойлово), очень осторожные птицы, и их трудно увидеть в дикой природе. Когда они выводят птенцов, то становятся еще более пугливыми. Но вечером, когда стемнеет, птенцы начинают кричать – просят есть. По  голосу можно вычислить их местоположение. Пока совята не встали на крыло, они перепархивают с ветки на ветку, не улетая далеко от гнезда. Поэтому на утро их можно найти недалеко от того места, где ночью слышались крики. Совы-родители обычно находятся где-то поблизости. Телеобъектив всегда выручает в таких случаях.  А вот цаплю мне удалось запечатлеть в тот момент, когда она садилась на верхушку сосны. Приходилось для этого подкрадываться заранее и маскироваться. Бабочек и стрекоз снимают на макрообъективы, с помощью которых можно фотографировать насекомых с близкого расстояния без потери качества и многократно увеличивать фотографию.

– С чего началось ваше увлечение?
– По специальности я биолог, кандидат наук. Работаю в Москве в научно-исследовательском институте эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи руководителем лаборатории, занимаюсь инфекциями, которыми болеют животные и человек. Начинал фотографировать еще в юности, но увлечение это продолжалось недолго. У меня в то время был фотоаппарат «Зенит», и так как я биолог, то часто ездил в экспедиции, снимал, делал слайды. Потом забросил. 
В начале 2000-х годов с появлением цифровых камер я нашел для себя новые возможности и вновь заболел фотографией. Вступил в московский фотоклуб «Новый взгляд». Это некоммерческое общественное объединение – клуб любителей фотографии, где мы собираемся и обсуждаем работы, выставляем их в выставочном зале «Тушино» и в центральной библиотеке имени Гладкова Северо-Западного округа Москвы, где клуб базируется. 
В клубе состоят несколько профессиональных фотографов, у которых я многому научился. В свое время, когда только начинал фотографировать, мне казалось, что у меня великолепные кадры. Но потом более опытные товарищи сказали мне: «Что у тебя за композиция, почему ты все объекты в центре кадра ставишь»? И тут я задумался над тем, как можно добиться лучшего результата, начал заниматься самообразованием: читать специальную литературу по композиции, постановке кадра и другим хитростям фотосъемки, смотреть, как рисуют художники.  Когда разобрался, то оказалось, что законы восприятия человеческого глаза и законы композиции в живописи очень похожи. 

– Сколько времени обычно тратите, чтобы сделать хорошее фото?
– Если говорить о макросъемке, то это достаточно трудный и долгий процесс. Тяжело сфотографировать животное, когда снимаешь его в дикой природе. Порой приходится делать 100-200 кадров, чтобы поймать объект, не потеряв резкость. Если знаешь, где обитает животное, то заранее ставишь штатив и ждешь его появления. На съемку насекомых тоже уходит очень много времени, для этого нужно терпение. 

– Какой техникой пользуетесь?
– У меня фотоаппарат «Canon» EOS 6D. Использую  телеобъективы, макрообъективы и так называемые штатные.

– В каких жанрах работаете?
– Мои любимые жанры – природные. Это макросъемка (паутина, насекомые, цветы и другие объекты), фотоохота и пейзажи (их представляю на выставках и конкурсах). Но сейчас, видимо, я вырос из этого жанра, это уже не так интересно, как раньше. Начинаю осваивать репортажи. В 2014 году я вступил в Союз фотохудожников России. Так сложилось, что в этой организации к птичкам, паучкам и бабочкам не очень серьезно относятся. Если ты фотохудожник и член Союза, то должен уметь фотографировать человека, причем показать не только его внешность, но и внутренний мир. А это совсем другая фотография.

– Когда первый раз организовали выставку?
– В выставках начал участвовать с 2009 года, а свою персональную открыл впервые в Рузском краеведческом музее в 2010 году. Были экспозиции в Москве, Гродно и в Белоруссии. Я – лауреат конкурса «Золотая черепаха» («Лучший фотограф дикой природы России»), – в свое время моя фотография вышла в финал. У меня проходит выставка в Доме культуры деревни Сычево, и некоторые мои фотографии загружены на сайт sychevo.ru.  Впервые в Волоколамском округе открылась выставка уличной фотографии под открытом небом на щитах большого формата. Там есть и мои работы, из тех, которые выставлены на сайте.

– Чем еще увлекаетесь?
– Занимаюсь спортом. Еще в школе, а затем в институте играл в волейбол, и сейчас продолжаю. Я высокий, у меня предрасположенность к таким видам спорта. Зимой катаюсь на лыжах и коньках. А еще на своей даче  посадил сад. В основном это декоративные кустарники. Я люблю работать на земле в силу моего пристрастия к природе.

– Чем обусловлен выбор названия для выставки, "Мой мир", которая проходила в Рузском краеведческом музее?
– Если внимательно посмотреть вокруг, можно увидеть много интересного, и не обязательно ездить для этого в экзотические страны. В некоторых работах запечатлены объекты природы, мимо которых мы проходим каждый день, не замечая их красоту и удивительную гармонию. Почему красивы цветок, бабочка, дерево, или паутина? Они гармоничны, в них есть законченность. Ничего нельзя ни добавить, ни отнять, не нарушив их целостность и высшее предназначение. И для меня важно, что даже у малого кусочка природы есть разные ракурсы и миллион меняющихся под действием света обликов, которые интересно запечатлевать.   

Анна Черемшова

Газета "Красное знамя"

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14