Интервью вышло в газете "Красное знамя" №45 от 19 ноября 2020 г
Выставку Василья Комарова можно посмотреть на нашем сайте.
Ни дня без кисти
Художник Василий Николаевич Комаров знаком в Рузе многим.
Василий Николаевич вырос на рузской земле. Рисование было одним из его детских увлечений, которому он верен до сих пор.
– В 1992 году я закончил Московский заочный народный университет искусств. Полтора года преподавал в школе №3, но потом понял, что это не для меня. Я люблю работать самостоятельно, хотя детям мои уроки очень нравились. – рассказывает художник. – С 1994 года работаю в Доме детского творчества. Пишу картины обычно зимой, потому что летом всегда находятся другие дела.
– Как ваши родители отнеслись к выбору профессии?
– Они не были против. Наверное, любовь к живописи передалась мне по наследству. Мой дядя по линии матери был художником. Второй её брат тоже любил рисовать. И, конечно, очень повезло с наставником. Это был муж моей тети, художник Александр Афанасьевич Лапанов. Он приезжал в Рузу на дачу из Москвы. Сначала я приходил и смотрел, как он работает, а потом начал пробовать сам. Александр Афанасьевич подсказал мне, куда поступать учиться.
– Недавно у вас открылась третья по счету выставка картин в Рузском краеведческом музее. А в других выставочных залах выставляете свои работы?
– Один раз участвовал в выставке, которая проходила в торговом центре «Руза Хутор». Это было до того, как там открыли ресторан.
В этом году, кстати, произошла интересная история, связанная с Рузским краеведческим музеем: мне позвонили и сказали, что кто-то оставил мои картины у входа в музей. Тогда целое расследование было. Я вспомнил, кому и когда продавал эти работы. Оказалось, что владелец хотел передать картины в фонды, но не дождался сотрудников, так и оставил их на крыльце.
– Вы всех своих покупателей помните?
– Конечно, не всех. Но некоторых узнаю. Особенно тех, кто часто приобретает мои работы в качестве подарков. Обычно это директора государственных учреждений или предприятий. Иногда вижу картины в самых неожиданных местах. Например, на рынке «Пчелка» один мой пейзаж был выставлен на продажу.
А недавно был такой случай. У Дома детского творчества я заметил мужчину с женщиной. Слышу, как мужчина говорит по телефону: «Мы в Рузе, возвращаемся из музея, картины смотрели». Спрашиваю его: «Вы на выставке были? А знаете, чья она»? «Нет, не знаю», – говорит. Я ответил, что моя. Он удивился, конечно. Жене рассказал. Потом они попросили со мной сфотографироваться и дать автографы.
– Какие сюжеты самые любимые?
– Нравится писать пейзажи, где есть реки и водохранилища. А еще – тучи и небо после грозы или перед ней. Если день на картине солнечный, обязательно добавляю красивые облака. Очень люблю вечер и утро, когда над землей стелется туман.
Рисую обычно то, что хочется самому, и что надеюсь продать. Жизнь такова, что позволить себе не зависеть от вкусов покупателей может только очень богатый человек. Если я вижу, что определенный сюжет пользуется спросом и хорошо продается, то делаю его копии. Некоторые немного изменяю.
Сейчас хочу сделать серию деревенских пейзажей, с деревянными избушками. Уже подготовил холсты, зимой буду писать.
– Как вы относитесь к критике?
– Очень легко. Сколько людей, столько и мнений. Обычно сразу понимаю, действительно ли человек знает, о чем говорит, или просто хочет показаться знатоком. Если он в живописи не разбирается, но пытается учить, тогда вообще нет смысла обижаться на него. А вот если замечания обоснованные, грамотные, то я всегда к ним прислушиваюсь.
– Слышала такое мнение, что мастер перестает расти, когда ему начинают нравиться его работы.
– Абсолютно согласен с этим. Я постоянно нахожу, что можно доработать в своих картинах. Недавно было три таких. Они долго стояли у меня, я присматривался к ним, а потом начинал переделывать. На одной мне показалось, что света от луны мало, на другой еще какой-то недочет заметил. Глаза привыкают к картине, когда её пишешь, поэтому в определенный момент нужно отдохнуть от нее. Через день достаешь свою работу и уже видишь все нюансы, все свои ошибки. Жена говорит, что мне нельзя надолго оставлять у себя картины, потому что я все время их улучшаю.
– Вы перфекционист?
– Ни в коем случае. У меня в мастерской всегда творческий беспорядок. В разумных пределах, конечно. Так интереснее работать. А вот в живописи люблю, чтобы были прописаны детали, особенно передний план.
– Работы каких художников нравятся больше всего?
– Из классиков люблю Щербакова, Шишкина, Айвазовского и Лактионова. Это гении. Из современных направлений нравится граффити. Уважаю ребят, которые этим занимаются.
– Что для вас талант?
– Мне кажется, талант – это то, что дано Богом. Я, например, с детства любил рисовать и всегда чувствовал, что у меня это получается. Мои картины висели на школьных выставках. Помню, если нужно было сделать плакат, учителя всегда просили об этом меня. Мой наставник Александр Афанасьевич всегда говорил: хочешь хорошо писать, ни дня без кисти не проводи! Когда я несколько лет не писал, это сильно ощущалось. Садишься за мольберт и боишься начать.
– Что цените в художниках?
– Мне нравится, когда художник может видеть то, что другие не замечают, когда в его работе есть изюминка. Очень уважаю своих коллег, которые пишут иконы, делают росписи на храмах. И еще считаю, что самое главное в картине – это те эмоции, которые она вызывает: грусть, радость или печаль. Произведения искусства не должны вводить человека в уныние. Хорошо, если они настраивают на философские лад, заставляют о чем-то задуматься.