2017 год юбилейный для образовательных учреждений Рузского городского округа:
Богородской средней школе - 155 лет
Рузской средней школе (Гимназия №1) – 100 лет
Беляногорской школе – 50 лет
Тучковскому автотранспортному техникуму (филиалу университета машиностроения МАМИ) - 70 лет.
История тучковского техникума, а именно так называют ружане современный филиал МАМИ в поселке Тучково началась в далекие военные годы, почти сразу после освобождения Рузского района от немецких захватчиков (1942 г.).
Красная Армия, отстояв столицу, гонит фашистов на Запад. В осво¬божденных районах налаживается мирная жизнь: восстанавливаются дома, пускаются в ход предприятия, облагораживаются поля, еще полные смертельного металла.
Рузский район с обильными лесными запасами становится поставщиком древесины для нужд фронта и тыла. В 1943 году неподалеку от п. Тучкове вдоль Москвы-реки начинаются лесоразработки. На большой поляне площадью в 22 гектара, в излучине Москвы-реки, организуется лесоперевалочная база, с которой в разные концы страны по железной дороге отправляют лесоматериалы и дрова.
А на лесоперевалочную базу собирался лес, заготовляемый в разных местах района. Деревья сплавляли по реке, выгружали на берег и по подвесной дороге транспортировали на склад базы в Тучково.
На лесоперевалочной базе
Лесоперевалочная база просуществовала с 1943 г. по 1948 г. По мере истощения лесных ресурсов было решено на основе лесоперевалочной базы организовать Тучковский лесотехнический техникум с отделениями: товароведческое, планово-экономическое и бухгалтерское с количеством учащихся 90 человек. Объявление о первом наборе учащихся опубликовала районная газета «На боевом посту» №56 от 26 июля 1947 года. Директорство возложено на директора лесоперевалочной базы И.Н. Кречетникова.
В 1947-48 учебном году педагогический коллектив состоял, в основном, из совместителей, приглашенных из соседних школ, и работников лесобазы, существовавшей один год параллельно с техникумом.
Скудной была в то время учебно-материальная база техникуму. В наследство досталось одиннадцать финских домиков общей площадью 940 кв. метров. Один такой дом — одноэтажный, барачного типа — был приспособлен под учебный корпус общем площадью 110 м. В доме было всего три комнаты. В них-то и проходили занятия.
Так выглядел поселок техникума
В наследство техникуму от лесобазы достались подвесная канатная дорога, по которой шла транспортировка дров от поселка техникума до железной дороги, сарай шпалорезки, иилорама, конюшня и три лошади, сторожевая будка и колодец.
С этого «богатства» техникум начинал свою жизнь. В первый год учащиеся жили на квартирах в соседних деревнях.
В 1948-49 учебном году контингент учащихся возрос с 90 до 180 человек. Директором назначен И.И.Сиротов, который активно продолжает формирование материальной базы техникума: при нем строятся брусчатые дома для общежития и аудиторий. Его заместителями были Михаил Федорович Волков — заместитель директора по учебной части и зав. гаражом и завхозом Петр Михайлович Шемякин. О них говорят, что это основатели техникума.
Время было трудное. Дро¬ва подвозились на лошади к каждому бараку. Печи топили сами учащиеся. Не всегда дрова были сухие, не всегда было тепло в комнатах. Но никто не унывал. На стенах общежития висел лозунг «Не пищать». Это был призыв поколения, которое должно было залечить раны войны, создать фундамент завтрашнею дня, дать специалистов для всех отраслей народного хозяйства. «Лесники» оказались достойными сынами и дочерьми своего вре¬мени. Они преодолели все трудности.
В 1949 г. были построены четыре деревянных жилых дома, магазин, существующий и поны-не. Одновременно техникум приобрел необходимое для обучения оборудование: тракторы КТ-12, трелевочные лебедки, передвижные электростанции, электропилы, трактор ДТ-54, лесовозную автомашину МАЗ-501.
1950 год - особый год в биографии техникума. Состо¬ялся первый выпуск молодых специалистов для лесной промышленности. Большая группа плановиков и бухгалтеров поехали по распределению на Сахалин, Камчатку, Урал, в Хабаровский край и другие регионы Сибири. Более ста юношей и девушек влились в трудовую семью, пришли на производство с дипломом еще неизвестного никому Тучковского лесотехнического техникума.
Первые выпускники лесотехнического техникума.1950-е годы
К 1957 г. число учащихся возросло до 600 человек. В техникуме проводилась большая воспитательная и культурно-массовая работа: был хор, драмкружок, спортивные секции. Активное участие в их работе принимали преподаватели: В. А. Шемикова, Н. М. Муравьева, Л. В. Процерова, А. Т. Волкова, В. П Труханенко, 3.И. Сафронова.
За десять лет существования техникума было выпущено 1180 специалистов.
В 1957 году в связи с реорганизацией органов управления на¬родным хозяйством техникум был передан Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог РОФСР и получил название — «Тучковский автомобильно-дорожный техникум». В 1960 году на должность директора Тучковского автодорожного техникума назначается Николай Артемьевич Глистин. стоявший во главе техникума на протяжении 17 лет. С ним связан целый этап в развитии техникума.
В учебных мастерских
В конце 1960 г. была пущена в эксплуатацию котельная и линия водопровода, что позволило ликвидировать печное отопление. Была устроена система канализации с очистными сооружениями н станцией перекачки. Возвели два шестнадцати квартирных жилых дома с необходимыми коммунальными услугами, которые коренным образом изменили жилищно-бытовые условия преподавателей и части рабочих.
В 1964 году был полностью газифицирован поселок техникума и произведено благоустройство его с необходимым асфальтированием.
Провели реконструкцию стадиона «Автотехник», что позволило создать необходимый спортивный комп¬лекс. Здесь стали проводить республиканские соревнования техникумов Министерства по легкой атлетике и другим видам спорта, оборудована лыжная база, велостанция.
В середине 60-х годов завершено строительство главного четырехэтажного корпуса, построены новое здание учебно-производственных мастерских, общежитие на 620 мест, столовая на 120 мест, проведено благоустройство территории.
Большая заслуга в реконструкции стадиона и создании спортивной базы принадлежит преподавателям физического воспитания Леониду Владимировичу Райнышу и Вадиму Егоровичу Росленкову.
В 1965 году был построен новый, четырехэтажный учебный корпус на 600 учащихся. В том же году началось строительство общежития на 632 человека. В 1968 году оно было введено в эксплуатацию.
В 1970 году был взят курс на качественное улучшение в создании учебно-матернальной базы. Были озданы 20 кабинетов и лабораторий, оснащенных современным оборудованием и всеми техническими средствами обучения, находящиеся на уровне требований современной науки и техники.
В аудиториях техникума
Под руководством зам. директора по учебной работе Игоря Васильевича Гаврилова был создан музей боевой славы - гордость Тучковского автодорожного техникума.
24 мая 1972 года состоял открытие монумента «Автомобилю-труженику, автомобилю-воину». Работы по созданию памятника велись под руководством заведующих отделениями С.С.Лихачева и В.В.Кузьмина. Сам же автомобиль был собран учащимися во главе с преподавателем В.Н.Тихомировым из списанных частей.
Вот он - автомобиль -воин, автомобиль-труженик!
Стало доброй традицией фотографировать лучших учащихся на фоне этого монумента.
Директор (с 1977 года) Владимир Георгиевич Бирюков, прошедший школу руководящей работы в районных структурах власти, добился ввода в эксплуатацию 56-квартирного дома для сотрудников и преподавателей. Продолжается строительство автомобильного комплекса-гаража и мастерских.
В 1984 году директором техникума становится Игорь Васильевич Гаврилов. Особое внимание уделяется военно-патриотическому и спортивному воспитанию учащихся. Традиционная ежегодная игра «Победа» воспитывала не только силу и выносливость, но и высокие патриотические чувства учащихся.
Значок победителя военно-спортивной игры "ПОБЕДА" ( увеличено)
13 августа 1990 года техникум был переименован в тучковский автотранспортный колледж. Техникум вступал в новый этап своей истории.
Литература
Глистин Н. Вехи истории.-Красное знамя, 1972 год
От лесотехникума – к МАМИ.- Красное знамя,-2012.-№42. 25 октября. Сс. 15- 18.