В разговоре старожилов Рузского района еще можно услышать названия населенных пунктов, которых уже нет на современных картах. Одни перестали существовать давным-давно,
другие снесены как «неперспективные», след третьих просто потерялся уже в XX веке. Часть населенных пунктов была сожжена при отступлении немецко-фашистскими захватчиками и более не возродилась. Отдельные деревни были снесены в связи с созданием Рузского и Озернинского водохранилищ.
К числу исчезнувших населенных пунктов относится деревня Побоище. В ее названии явно отразилось историческое событие. Учитывая героическое прошлое Рузского края, топоним ПОБО́ИЩЕ не кажется чем-то инородным и очень странным.
Значение слова ПОБОИЩЕ в толковом словаре
Слово ПОБОИЩЕ употребляется в 2-х значениях:
1. Устаревшее. Большая битва, сражение с большим количеством жертв. Кровавое побоище. Жестокое побоище. Ледовое побоище (разгром новгородцами немецких рыцарей-захватчиков в 1242 г. в битве на льду Чудского озера).
2. Разговорное. Ожесточённая кровавая драка. Устроить побоище. Предотвратить побоище. Избежать побоища. Вовлечь в побоище окрестную молодежь.
О деревне ПОБОИЩЕ в архивных источниках
Деревня Побоище располагалась на старинном тракте, который в XIX веке именовался Воскресенским трактом, поскольку он связывал Рузу с Воскресенском, современной Истрой. Расположена была деревня в нескольких километрах от Барынина в направлении Сафонихи.
В 1817 году деревня Побоище согласно архивным данным принадлежала жене мелкого чиновника. В 1852 году Побоище, где было всего три двора, было собственностью генерал-майора Ф. П. Ивановского. В конце XIX века среди населенных пунктов бывшего Рузского уезда деревня Побоище уже не упоминается. Имеются сведения лишь о помещичьей усадьбе Побоище, принадлежавшей действительному статскому советнику В. Н. Рукину. Следы этой усадьбы были заметны еще в конце 80-х годов XX века.
П.Ф. Дужев об истории деревни ПОБОИЩЕ
Очень интересная и логичная версия происхождения топонима «Побоище» у известного рузского краеведа, историка Петра Федоровича Дужева в одноименной статье, опубликованной в газете «Красное знамя».
«В названии деревни Побоище явно отразилось историческое событие, имевшее место в эпоху средневековья. В конце XIII и XIV веках, когда еще господствовало монголо-татарское иго, появились признаки усиления Московского и Тверского княжеств (по сравнению с другими русскими северо-восточными землями). Эти княжества, прикрытые со стороны Золотой Орды окраинными русскими землями, меньше страдали от разорительных набегов монголо-татарских орд. Здесь лучше развивалась хозяйственная жизнь, быстро увеличивалось население за счет притока его из опустевших мест. К тому же Москва и Тверь занимали очень выгодное географическое положение, располагаясь на важных речных и сухопутных торговых путях, на которых впоследствии возник и наш город Руза.
Вместе с возвышением Москвы и Твери (ныне город Калинин) с конца XIII века начинается их соперничество за преобладание в северо-восточных русских княжествах. Это соперничество усиливается во время княжения московского великого князя Ивана Даниловича Калиты, который в 1328 году получил от хана Золотой Орды Ярлык на великое княжение. Считают, что именно перед этой поездкой в Орду Иван Калита написал завещание, в котором впервые упоминается Руза.
Однако соперничество между Москвой и Тверью особой остроты достигает при внуке Ивана Калиты великом князе Дмитрии Ивановиче, впоследствии Донском. Соперничество осложняется тем, что в середине XIV века возросла опасность для Московского государства со стороны литовских феодалов. Литовский великий князь Ольгерд Гедиминович (1345—1377) распространил свою власть на большинство западных русских земель. После захвата Ольгердом Черниговского и Смоленского княжеств и подчинения Ржева в 1356 году, о чем сообщается в летописи, литовские владения вплотную приблизились к Московскому княжеству. Ольгерд вступил в сговор с ханом Золотой Орды о совместном походе па Москву. Правда, совместные действия литовских феодалов и золотоордынских ханов против Москвы предприняты не были.
Особую угрозу для молодого Московского государства представлял союз тверского князя Михаила Александровича с Ольгердом, скрепленный династическим браком. (Ольгерд вторым браком был женат на сестре Михаила Александровича).
В летописи имеется сообщение, что у Ольгерда был обычай никогда и никого не посвящать в свои планы. Обычно, собирая свое войско втайне, он внезапно появлялся на границах княжеств и у городов, и так с помощью хитрости он завоевал многие земли и города. Так и в 1368 году о замыслах Ольгерда, который, по просьбе Михаила Александровича, соединившись с силами своего брата Кейстута, его сына молодого князя Витовта, с полками смоленскими, полками своих сыновей и других литовских князей, а также с полками тверского князя, пошел на Москву. Дмитрий Иванович узнал об этом слишком поздно.
Скупые строки летописи говорят, что великий князь Дмитрий Иванович не успел собрать свои полки из дальних городов, но все, что было у него сил из состава москвичей, коломенцев и дмитровцев, он отпустил в заставу против Ольгерда. «Еже есть сторожевой полк, а воеводство приказал Дмитрию Миничу», богатому коломенскому земледельцу, состоявшему на службе у московского князя. К сторожевому полку присоединились силы воеводы двоюродного брата Владимира Андреевича — серпуховского Акинфа Федоровича Шубы.
21 ноября 1368 года сторожевой полк, как сообщается в летописи, встретился с ратью литовских и тверских князей на реке Тростне. Силы были далеко не равные. Московские князья, воеводы, бояре вес погибли. И поэтому место, где пала московская рать, в памяти народной осталось как великое побоище. И, возможно, уже тогда существовавшее небольшое поселение вблизи этого места стало называться «Побоищем».
До сих пор жива легенда о том, в селе Аннино на месте погребения воинов, павших в битве с полчищами Ольгерда и тверскими полками была возведена церковь.
Другая легенда рассказывает, что когда в горе перед церковью в Аннине рыли колхозное картофелехранилище, то находили старинные воинские доспехи и кости людей. Конечно, это только легенды. Но они дают пищу для размышлений и направлений поиска историкам и краеведам.