Как много мы знаем о нашей истории? Откуда берутся эти знания? Можно почитать источники, архивные документы, можно увлечься научно – просветительской литературой, но настоящей кладезью знаний является традиционный русский костюм, который не менялся в русской деревне на протяжении веков. Грибоедов А.С. писал, восхищаясь русской народной одеждой:
Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад –
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу.
Русский костюм – это всё: и одежда, и головной убор, и обувь, и аксессуары.
Начинался костюм с материала. Он всегда был естественным, природным: шерсть, мех, кожа, лён, лыко и даже конопля.
В нашей местности (Рузский край) основным материалом являлся лён – растение, цветущее красивым голубым цветом.
Льняная ткань была разного качества: потоньше - на платье, погрубее - на рабочую одежду. Самим трудоёмким процессом было получение белого холста. Полотно изо льна имеет серебристо - серый цвет и его надо было весной отбелить с помощью золы. Подходила не любая зола, а только из ольхи. А летом материал неоднократно мочили в реке и сушили на солнце, в результате материал получался такой белизны, что расстеленный на снегу, он едва был отличим.
Существовала различная техника узорного тканья. Одна из них, например, называлась бранью. Она давала на ткани горизонтальные выпуклые полосы, а проводилась с помощью специальных дощечек – «бральниц».
Ткацкий станок. середина XIX - начало ХХ века. (Рузский краеведческий музей)
Шерсть, как материал, тоже была в ходу. Из неё шили сарафаны, мужские костюмы, верхнюю одежду, понёвы. Самой дорогой шерстью была – «волосень». Так навали шерсть овцы, которую не стригли целый год.
Одежду красили, используя различные натуральные красители. Красную краску получали из зверобоя, жёлтую – из подсолнечника и шелухи лука, зелёную – из листьев берёзы, травы, фиолетовую – из ежевики, а тёмно – малиновую из листьев дикой яблони пополам с коноплёй.
Интересна история происхождения термина «набойка». Изготавливалась дощечка из твёрдых пород дерева (орех, берёза, дуб). На неё наносилась краска. Затем, чтобы краска лучше пропитала ткань, по дощечке били тяжёлым молотком. Так и «набивался» рисунок на ткань.
В русской деревне у всех был разный достаток. Кто побогаче, кто победнее. И одевали своих дочерей соответственно доходу. Когда наступал праздник, девушки водили отдельные хороводы: богатые - «бархатницы», затем шёл хоровод девушек, одетых в гарусники (сарафаны из шерсти), а бедные составляли хороводы - «ситцевики». Были и затрапезники. Затрапезом называлась грубая полосатая ткань, которую выпускала ярославская фабрика Затрапезовых. Такую одежду в основном носили дворовые люди, она была их знаком социального положения.
Вышитое полотенце.(Рузский краеведческий музей)
Одежду украшали вышивкой. Об этом очень подробно рассказывает в своих работах академик Б.А. Рыбаков. Каждый крестик , каждая чёрточка несли в себе смысловую нагрузку.
Вышитые рубахи: у каждой свой рисунок (Рузский краеведческий музей)
В русских деревнях соблюдали обряд чтения узоров. Идя на него, парни брали с собой старых женщин, умеющих читать замысловатую вышивку на платьях.
Домострой
К любой одежде нужно было относиться с особой бережливостью. О правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: "...когда надлежит работать, делать это в одежде старой, а кончив работу, одеться в повседневное; и сапоги тоже. А в праздники и в погоду хорошую да и на людях, если в церковь идти, и в гости, надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от дождя, и от снега беречься, питьем не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть.
С праздника или из церкви, или из гостей воротясь, нарядное платье с себя сняв, оглядеть его, высушить, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится. А повседневное всякое платье, верхнее и нижнее, и сапоги - всегда все было вымыто, а ветхое заплатано и зашито, так что и людям посмотреть не совестно, и себе хорошо и прибыльно, и сиротине дать во спасение. Платье же всякое и всякий наряд, сложив и свернув хорошенько, положить в сундук или в короб, да под замком бы все было - тогда никакой беды не боишься".
Каждому событию соответствовала своя одежда. Невеста, например, в первый день свадьбы одевала горемычную понёву, которую вообще носили в случае смерти кого – либо. И только в доме мужа облачалась в праздничный костюм. Свадебные наряды на севере Руси шили с длинными рукавами ( вспомним сказку о царевне - лягушке. «Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.») Называли такие рубахи «убивальницы», «плакальни», «махавки», так как невеста плакала – убивалась, размахивая рукавами.
Лапти (Рузский краеведческий музей)
До начала 20 века среди крестьян самой распространённой обувью были лапти, которые одинаково носили все. Плели их с помощью кочедыка. А в зависимости от техники плетения назывались «рачки», «ступни» и т.д. А более дорогой и праздничной обувью были массивные туфли - «коты». Но самой удобной обувью были зимние валяные сапоги – валенки, пимы, катанки. Особо ценились в центральных губерниях валенки чёрного цвета из поярковой шерсти, а в Сибири белые пимы.
Вот такая коса - девичья краса
Вершила русский костюм причёска. «Девичья коса – всему миру краса». Заплетали волосы в одну косу в три пряди. Замужние женщины делали две косы на висках и завязывали их надо лбом, образуя рога. Для каждого статуса были свои причёски: у девушек одни, у женщин другие. После венца сваха заплетала новобрачную и навсегда скрывала волосы замужней женщины под головным убором. Показаться на людях простоволосой, означало грех. Так могли предстать перед людьми русалки или ведьмы. Девушкам нельзя было делать женские причёски, женщинам – причёски девушек. Распускание волос считалось особым ритуалом. Так причёсывались девушки при венчании, во время причащения в церкви и при похоронах родителей. Если хотели обидеть девушку, обесчестить её – отрезали косу.
На юге головные уборы украшали гусиным пухом. По этому поводу звучала частушка:
Пошла плясать тётушка Лукерья,
Нет волос на голове
Прицепила перья.
Среди большого количества головных уборов хотелось отдельно выделить головное полотенце. Носили его женщины постарше. Делалось оно из белого холста с вышитыми красной нитью концами и означало наступление старости.
Строение тела много значило для крестьянки. Худоба была изъяном. «Костлява девка – тарань – рыба», - так обидно говорили в русской деревне. Поэтому чтобы выглядеть плотнее надевали несколько чулок, пышные нижние юбки, а в особых случаях девушку укладывали в постель, поили хлебной водкой, кормили и не разрешали вставать.
С мужским костюмом было попроще.
Фарфоровая кукла "Купец. Сословный костюм 19-20 в."
Но и здесь встречаются обязательные правила. Главным правилом было ношение бороды. И даже в петровские времена пришлось смириться с традицией ношения бороды у крестьян. Она символизировала солидность, степенность, мужественность. Хотя в народе ходили пословицы «Не в бороде честь. Борода и у козла есть.»
Особое престижное значение имели головные уборы. «По Сеньке и шапка». Были обязательные правила ношения головного убора:
- Праздничное украшение шляпы.
- Шляпа должна была быть и во время гуляний. Разрешалось не снимать даже в помещениях.
- Для поцелуя с девушкой шляпу разрешалось слегка приподнимать.
- Если у мужчины во время гуляний голова была не покрыта, то это свидетельствовало о том, что он был женат.
Народный костюм нёс образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Это самый массовый вид народного творчества.
Наталья ИВАНОВА