15 (27) октября 2016 года исполняется 130 лет со дня рождения художника Роберта Фалька. Его имя прекрасно известно ценителям живописи во всем мире. Его картины висят в Третьяковской галерее, о его искусстве написан не один десяток статей и монографий, и было время, когда ситуация складывалась с точностью до наоборот…
Для нас, ружан, имя Фалька дорого еще и тем, что он в нескольких своих полотнах запечатлел Рузу начала ХХ века. Особенность этих работ в том, что создавались они в самом начале творческого пути, отражая становление и искания молодого художника.
Роберт Рафаилович Фальк родился 15 (27) октября 1886 года в Москве в интеллигентной и обеспеченной еврейской семье.Тем не менее, трое сыновей воспитывалась в строгости. Родители дома говорили по-немецки и своих сыновей отдали в Петер-Пауль-шуле, московское училище, где царствовали строгий порядок и жесткая дисциплина, а преподавание велось на немецком языке.
С ранних лет у Роберта наметился интерес к рисованию, но родители сделали ставку на музыку. «Летом 1903 года, — писал Фальк в автобиографии, — мне подарили масляные краски, и я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».
Это решение огорчило родителей, по их мнению, была не карьера, а голодная жизнь, без всякого успеха, порядка, без определенного заработка. Одним словом — богема! И это слово «богема» означало жизненный крах, но отговорить юношу было невозможно. Тогда в ход был пущен последний аргумент: «У тебя нет живописного таланта». На что Фальк заявил: «Пусть я буду совсем плохим художником, но я хочу быть только им».
Решение было бесповоротным, и Фальк стал заниматься в частных школах-студиях Юона и Машкова, а затем в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимыми учителями были Валентин Серов и Константин Коровин. После учебы Фальк становится членом объединения «Бубновый Валет», участвует в выставках.
Максимилиан Волошин так отзывался о выставках «Бубнового валета» «... много наивных подражаний наиновейшим образцам, много неверных теорий, заводящих в живописные тупики, но вместе с тем — много действительно талантливости и «веселого ремесла», а главное — молодости».
Фальк был самым молодым «валетовцем» и резко отличался от собратьев по кисти своими «лирическими устремлениями». Основой его творчества в 1910-е годы стали «лирический кубизм» и интерес к живописному психологизму. Именно тогда у молодого художника начал проявлять дар замечательного колориста. Из всех участников группы Фальк был самым чутким к колориту, к его малейшим нюансам. Художник не позволял себе быть нарочито «грубым» в композиции и цвете.
Фальк писал: «...в искусстве есть другие конкретности, кроме мира вещей (предметов): конкретность света, состояния, пространства, наконец, чувства».
Свой творческий путь Фальк так оценивал (1926 год):
«В период творчества от 1906 по 1918 гг. придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна — некоторый уклон к кубизму. Техника и форма более или менее обладали признаками, свойственными этим учениям.
С последующего момента — 1918 г. — начинается все более резкое отхождение.
В настоящее время интерес к нескольким мастерам старой школы:
1) Рембрандт,
2) Вермеер Дельфтский,
3) Тициан,
4) испанцы: Веласкес, Греко, Сурбаран, Гойя,
5) французы: Ватто, Шарден».
Рузские пейзажи относятся к первому периоду творчества Фалька и по манере написания близки по стилю Сезанна. Творчески перерабатывая наследие Сезанна, Фальк стремился к своей особой творческой системе, оказавшей в дальнейшем огромное влияние на отечественное искусство второй половины 20 века.
Старая Руза (1913). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В композиции «Старая Руза» (1913 г.) он пытался, подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины — дома, землю, небо - предельно близкими друг другу по фактуре, словно все они созданы из одной бархатной материи. Фальк тяготел к густым краскам с особенно терпким оттенком. Однако тональность полотна не яркая, даже рыжие и жёлтые цвета мастер делал приглушёнными, соединяя их с густыми крупными тенями. Это придало всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма.
В 1910-е годы Фальком в Рузе были написаны несколько пейзажей. В том числе «Пейзаж» и «Пейзаж с мостиком».
Пейзаж (1913), (холст, масло) Пермская государственная картинная галерея
пейзаж с мостиком (1912) (масло, холст)
На полотнах видим предметы и объемы кубистических и шарообразных форм. Пространство картин четко организовано и объединено одним ритмом - различными вариациями зеленого колора.
Фальк создает образ русского провинциального города с горбатыми улицами, разноцветными кубиками домов, высокими заборами. Но созданный им мир — не мир художника-реалиста, а художника «пластического». Пластикой, ритмом, объемами, граненостью форм он передает уходящую городскую улицу.
Мастер пишет угловатыми пятнами насыщенного цвета, добиваясь выразительной объемности формы. Главное в его лаконичных пейзажах и простых натюрмортах 1910-х годов – реалистичность, физическая, осязаемая полновесность каждого изображенного на холсте предмета.
Во всем творчестве этого периода пока еще отчетливо чувствуется влияние творчества Сезана с его стремлением к «живописной непрерывности». Неудивительно, что критик Абрам Эфрос назвал Фалька «человеком сезанновской национальности».
Как и другие «валеты», Роберт Фальк не пошел дальше первой стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически.
А вот фотографии этих мест и того же периода. Просто поразительная узнаваемость!
Есть предположения рузского краеведа Л.С.Соколова, что существуют еще 2 картины Роберта Фалька, написанные в Рузе: «Провинциальная улица» и «Рузский пожарный пруд».
В 2000 году Л.С.Соколов в заметке «Рузские картины Фалька писал:« В одном из номеров журнала «Художественное наследие» помещена репродукция картины Р.Фалька «Провинциальная улица». Оказалось, что это место знакомо. Слева красуется липа Барминского пруда, справа — еще не перестроенный дом с крылечком. Вдали, за деревьями, видна шатровая главка часовни и сам Воскресенский собор у начала Городянской улицы. Если воссоздать собор, это место будет иметь большее сходство с картиной «Провинциальная улица».
Но пока поиски этих картин не увенчались успехом.