Версия для слабовидящих

Поиск на сайте

Случайное фото

ПРИГЛАШАЕМ

Выставка картин Сергея Хрусталева

Выставка картин Татьяны Пальчуновой

Выставка картин Василия Комарова

 

Наши партнёры

«Рузский щит» выдержал испытания….

Третий год Рузский краеведческий музей  успешно осваивает новое  направление работы – музейную педагогику. Музейные программы «Ручейки времени», «Путешествие по реке времени», «Музей в чемодане» заслужили положительные оценки и благодарные отзывы слушателей. 

 
В этом учебном году мы подводим итоги реализации  военно-патриотического проекта  «Рузский щит». Уже  в самом названии слышатся отзвуки  былых сражений  и героических страниц  Рузского края в истории столицы нашей Родины.  
 
На протяжении столетий Руза была  западным форпостом столицы, её защитницей. И не случайно,  на старинном гербе Рузы изображены четыре скрещённых меча «в знак многих сражений, случившихся при сем городе». Рузский край на протяжении веков овеян немеркнущим ратным подвигом защитников Москвы и от  нашествия татаро-монголов, польско-литовских интервентов, французской армии Наполеона, немецко-фашистских захватчиков. Более 90 памятников и воинских захоронений времён Великой Отечественной войны находятся на территории Рузского района. До сих пор некоторые топонимы края доносят до нас память о войне 1812 года (в окрестностях деревни Орешки «французский» лес, река Чурилка).
 
«Рузский щит» - проект пилотный, предназначен для учащихся средних классов, но может легко адаптироваться   для детей младшего возраста и  старшеклассников. Рассматривая события  военной истории страны через призму истории родного края,  школьники получают уроки патриотизма,  уважения к опыту предыдущих поколений, осознают  их преемственность, ощущая  свою причастность к историко-культурному процессу.  
 
Лекционный материал занятий органично сочетается с демонстрационным  – слайдами, видеоматериалами, экспонатами и их копиями. Показ анимационных  фрагментов позволяет  не только расширить границы учебника, но и сконцентрировать внимание учащихся, усилить интерес  к изучаемой теме. Широко используются и другие  формы работы:   беседа, конкурсы, викторины по  военной тематике.   А краеведческая направленность материала делает его  более знакомым, близким, усиливает конкретность и наглядность восприятия.
 
Тематика занятий охватывает период XII-XIII в до настоящего времени. Сюда включены 6 следующих тем: «Войско Древней Руси», «Тростенская битва», «Вооружение русской армии 14-16 веков. Смута на территории Рузского края», «1812 год. Рузский край в пламени Отечественной войны», «Битва под Москвой: рубеж мужества», «Афганистан:  боль моей души….».
 
Но главная особенность наших музейных занятий - в создании интерактивной среды, в формировании  активного интереса  к   музейным предметам.  Здесь важна не простая констатация фактов, а активное взаимодействие с экспозиционным материалом, возможность прикоснуться, потрогать, повертеть.   Кто же  откажется  примерить на себя  кольчугу, русский  шлем, щит, копьё и  погрузиться в историческую атмосферу, представив себя русским воином. Апробация пилотного проекта проходила на базе Кожинской средней общеобразовательной школы Рузского района.
 
 
В канун 200-летия Бородинского сражения тема «1812. Рузский край в пламени Отечественной войны» получилась не только актуальной, но и эмоционально насыщенной. Анимационный фрагмент о начале войны и продвижении французских войск  органично дополнил лекционный материал. При подготовке урока использовались статья кандидата исторических наук С.А.Малышкина  «Рузский уезд Московской губернии в эпоху Отечественной войны 1812 г»,  «Материалы научной конференции «Отечественная война 1812 года» Бородинского военно-исторического музея-заповедника (Бородино, 1997.-294с.),  работы рузских краеведов  П.Ф.Дужева, П.Георгиевского, И.В.Гаврилова и других, опубликованные в  районной газете «Красное знамя». 
 
Скучать не пришлось. В процессе занятия ребята подержали в руках настоящий пистолет и саблю,  познакомились с наградами этого периода,  увидели форму русских и  французских солдат. Такое совсем небольшое интерактивное путешествие во времени помогло почувствовать «дыхание эпохи».  Этот приём обучения психологи считают очень эффективным и называют его - «Знание через руки». 
 
Позитивные настроения ребят и отзывы  говорили о том, что каждый  приезд музейных работников  становится для них маленьким праздником. А  это значит, что музей выполняет свою главную задачу– обеспечивать не только  созерцательное восприятие, но и способствовать активным образовательному и воспитательному  процессам.
 
   
 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14