Третий год Рузский краеведческий музей успешно осваивает новое направление работы – музейную педагогику. Музейные программы «Ручейки времени», «Путешествие по реке времени», «Музей в чемодане» заслужили положительные оценки и благодарные отзывы слушателей.
В этом учебном году мы подводим итоги реализации военно-патриотического проекта «Рузский щит». Уже в самом названии слышатся отзвуки былых сражений и героических страниц Рузского края в истории столицы нашей Родины.
На протяжении столетий Руза была западным форпостом столицы, её защитницей. И не случайно, на старинном гербе Рузы изображены четыре скрещённых меча «в знак многих сражений, случившихся при сем городе». Рузский край на протяжении веков овеян немеркнущим ратным подвигом защитников Москвы и от нашествия татаро-монголов, польско-литовских интервентов, французской армии Наполеона, немецко-фашистских захватчиков. Более 90 памятников и воинских захоронений времён Великой Отечественной войны находятся на территории Рузского района. До сих пор некоторые топонимы края доносят до нас память о войне 1812 года (в окрестностях деревни Орешки «французский» лес, река Чурилка).
«Рузский щит» - проект пилотный, предназначен для учащихся средних классов, но может легко адаптироваться для детей младшего возраста и старшеклассников. Рассматривая события военной истории страны через призму истории родного края, школьники получают уроки патриотизма, уважения к опыту предыдущих поколений, осознают их преемственность, ощущая свою причастность к историко-культурному процессу.
Лекционный материал занятий органично сочетается с демонстрационным – слайдами, видеоматериалами, экспонатами и их копиями. Показ анимационных фрагментов позволяет не только расширить границы учебника, но и сконцентрировать внимание учащихся, усилить интерес к изучаемой теме. Широко используются и другие формы работы: беседа, конкурсы, викторины по военной тематике. А краеведческая направленность материала делает его более знакомым, близким, усиливает конкретность и наглядность восприятия.
Тематика занятий охватывает период XII-XIII в до настоящего времени. Сюда включены 6 следующих тем: «Войско Древней Руси», «Тростенская битва», «Вооружение русской армии 14-16 веков. Смута на территории Рузского края», «1812 год. Рузский край в пламени Отечественной войны», «Битва под Москвой: рубеж мужества», «Афганистан: боль моей души….».
Но главная особенность наших музейных занятий - в создании интерактивной среды, в формировании активного интереса к музейным предметам. Здесь важна не простая констатация фактов, а активное взаимодействие с экспозиционным материалом, возможность прикоснуться, потрогать, повертеть. Кто же откажется примерить на себя кольчугу, русский шлем, щит, копьё и погрузиться в историческую атмосферу, представив себя русским воином. Апробация пилотного проекта проходила на базе Кожинской средней общеобразовательной школы Рузского района.
В канун 200-летия Бородинского сражения тема «1812. Рузский край в пламени Отечественной войны» получилась не только актуальной, но и эмоционально насыщенной. Анимационный фрагмент о начале войны и продвижении французских войск органично дополнил лекционный материал. При подготовке урока использовались статья кандидата исторических наук С.А.Малышкина «Рузский уезд Московской губернии в эпоху Отечественной войны 1812 г», «Материалы научной конференции «Отечественная война 1812 года» Бородинского военно-исторического музея-заповедника (Бородино, 1997.-294с.), работы рузских краеведов П.Ф.Дужева, П.Георгиевского, И.В.Гаврилова и других, опубликованные в районной газете «Красное знамя».
Скучать не пришлось. В процессе занятия ребята подержали в руках настоящий пистолет и саблю, познакомились с наградами этого периода, увидели форму русских и французских солдат. Такое совсем небольшое интерактивное путешествие во времени помогло почувствовать «дыхание эпохи». Этот приём обучения психологи считают очень эффективным и называют его - «Знание через руки».
Позитивные настроения ребят и отзывы говорили о том, что каждый приезд музейных работников становится для них маленьким праздником. А это значит, что музей выполняет свою главную задачу– обеспечивать не только созерцательное восприятие, но и способствовать активным образовательному и воспитательному процессам.