Когда с Городка любуешься на зареченские дали, то справа, на другом берегу реки Рузы, в зелени рощи, хорошо различаются контуры церковного храма. Это церковь Казанской иконы Божьей Матери при въезде в старинное село Брыньково. Оно расположено всего в 1км к юго-западу от Рузы. При желании можно дойти пешком, а по пути любоваться прекрасными видами берегов реки Рузы. В старину через это село проходили три проселочные дороги: одна в сторону Можайска, другая в сторону Комлева, третья - в Тишино, Ватулино, Ильинец, Жолобово и др.
Более четырех веков насчитывает история села, история интересная и необычная. Неоднократно менялось название села: Матвейцево — Брынково — Богородское - Брыньково. Даже долгое время существовали параллельно два названия - Брынково и Матвейцево. Так и звучало: «Брынково, Матвейцево тож…»
В начале XVII века село Брынково, Матвейцево тож названо сельцом. В «Рузской десятине» братья Холмогоровы, ссылаясь на сведения из писцовых книг, отмечают, что сельцо состояло в вотчине Фоминского стана и принадлежало окольничему Долматову-Карпову Л.И. и земли здесь средние, а пашни церковные лесом поросли. В должность окольничего входила служба при царском дворе. Его обязанностями были устройство и обеспечение путешествий царя, участие в приемах, переговорах с иностранными послами.
Предметом особой заботы окольничего, как и большинства последующих владельцев Брынькова, был сельский церковный храм. Долматов-Карпов восстановил деревянную церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, уничтоженную в Смутные времена. Простояла эта церковь ровно два века с 1628 по 1826 год и была разобрана за ветхостью.
В 1673 г. Брыньково становится дворцовым селом. С 1681 по 1705 год оно принадлежит боярыне вдове Марии Ивановне Грушецкой (в девичестве Заборовской). Надо сказать, что Мария Ивановна находилась в тесном родстве с царской фамилией и приходилась тещей царю Федору Алексеевичу. И возможно, село было пожаловано царем в качестве свадебных подарков новым родственникам.
Первая жена царя – Агафья Семеновна Грушецкая (1663-1681) была одной из трёх дочерей Марии Ивановны.
Молодой царь, увидел во время крестного хода Агафью Грушецкую, дочь смоленского шляхтича С.Я. Грушецкого, влюбился так, что никакие уговоры не смогли изменить его решения жениться на ней (1680).
Агафья была не только очень красива, но и начитана, и умна. Под ее влиянием значительно изменился придворный быт. Царь первым надел польское платье, отменил обычай брить голову и начал носить длинные волосы. Многие придворные стали стричь бороды, носить короткополое немецкое платье и даже в открытую курить табак.
Она «уговорила мужа уничтожить охабни (безобразные женские платья), ввести бритье бород и стрижку волос, допустить в Москве закладку польских и латинских школ». Воины наконец-то избавились от позорных женских охабней, которые должны были носить ратные люди, бежавшие с поля боя.
По инициативе Агафьи в Москве было заложено несколько латинских и польских школ.
Также по её влиянию были убраны из церквей персональные иконы прихожан, которые те ставили только для себя, не дозволяя другим к ним приближаться. Молодая царица оставила заметный след в российской истории, хотя очень кратким был ее век.
Агафья умерла 14 июля 1681 г. во время родов сына Ильи, который скончался через семь дней после гибели матери. Кончина её и сына была тяжёлым ударом как для Фёдора, так и для близких родственников.
Кто знает, может, первая каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая (1701 г.) это память Марии Грушецкой о безвременно угасшей дочери Агафье. Со времени освящения Казанского храма, село стало именоваться еще и Богородским.
А еще через несколько лет (1705 г.) Мария Ивановна в качестве приданного за средней дочерью Анной передает Брыньково в вотчину царевича Сибирского Василия Алексеевича.
В 1747 г. селом владел князь Фёдор Васильевич Сибирский (1717—1758), сын В. А. Сибирского и А. С. Грушецкой. От него село переходит к его родному брату — Якову Васильевичу.
С 1762 по 1786 гг. селом по наследству владеет дочь Якова Васильевича Сибирского — Александра Яковлевна, вышедшая замуж за грузинского царевича — князя Леона Бакаровича.
А вот какие сведения за этот период содержатся в Планах Генерального межевания.
(источник: Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке.- М.: Московия.-2004.- 800с. Т.3).
73. Брынково, село Фоминского стана, владение вдов, княгинь Настасьи Михайловны, Марьи Григорьевны Сибирских, Александры Яковлевны Грузинской, межевал в августе 1766 года подпорутчик Борис Выезжев. Пашня 1237д 1740 и ½ с, селение 37д 1595с, сенной покос 98д 1603 с, лес 505д 1290с, неудобий 134д 1013 с, всего 2014д 41с душ в селе 89, в деревнях Сытькова 65, Старая 111, Тишина 48, в селе 2 церкви – каменная Казанской Богородицы, деревянная Великомученника Георгия (по ф.1355).
(источник: Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке.- М.: Московия.-2004.- 800с. Т.2. С.190).
В 1830-х гг. село приобретают коллежская советница Екатерина Алексеевна Шумова и ее сын штаб-ротмистр Николай Иванович Шумов. В 1851 году Н. И. Шумов построил на правом берегу реки Рузы, недалеко от речки-ручья Малиновки писчебумажную фабрику. На западе фабрика граничила с сельским кладбищем, расположенным на пригорке. Работали здесь крепостные. Но фабрику преследовали неудачи – вода прорывала плотину. Спустя десятилетие Шумов вместе с женой решили уехать из Брынькова, продав фабрику с 20 десятинами земли в 1873 году Н. П. Гилярову-Платонову. Остальные земли окрестностей Брынькова купил купец Иван Антипович Чуев.
Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824 -1887) - российский историк, экономист, публицист, издатель. Он являлся ярким представителем русской академической философии, последователем славянофильства и замечательным критиком нигилизма.
Для управления писчебумажным производством был нанят управляющий - Михаил Алексеевич Марков, воспитанный в духовной семинарии и с производством знакомый только практически.
На фабрике Гилярова-Платонова в 1881 году работали 50 человек. Все рабочие из жителей Брынькова и Рузы. Работа велась круглосуточно. Фабрика приводилась в движение водяной и ручной силой.
Ассортимент выпускаемой продукции состоял из тряпичной, машинной бумаги: оберточной, газетной, бутылочной, чайной, в обще сложности около 7000тысяч пудов в год. Для производства употреблялось самое разнообразное тряпье (бумажное, льняное и пр.), которое скупается обыкновенно у тряпичников в Рузе, Можайске и других городах. Ежегодно на фабрике перерабатывалось около 1000 пудов различного тряпья.
Но неудачи с водой так и не оставили фабрику. С середины 1880-х по задолженности она переходит Фирсановой (Гонецкой), а потом была куплена купцом Панкратовым Ф.А.
Последним владельцем Брынькова был Чуев Иван Антипович, известный московский предприниматель, владелец 5 булочных в Москве (на Маросейке, Большой Лубянке, Тверской, Арбате, на Солянке в доме Купеческого общества. Его хлеб называли «чуевским» и славился он наравне с «филипповским».
Чуев Иван Антипович с женой Елизаветой. 1890-е годы
Луговая земля между Заречьем и Брыньковом была засажена молодыми деревцами, а в самом имении разбит большой сад. Скоро выросли березовый, еловый и сосновый участки рощи. Радовал Чуевых - дачников и роскошный сад. Постоянной заботой Чуевых вплоть до 1917 года было поддержание и ремонт храма Казанской Божьей Матери.
Одно из первых описаний села составил И.Ф.Токмаков в 1901 году. Исследование называется «Историко-статистическое и археологическое описание села Брынькова (Рузского уезда Московской губернии) его храма с приходом. С приложением родословной Князей Сибирских и некоторых других родов, родственных им по женской линии». До настоящего времени эта работа не утратила своей актуальности и является библиографической редкостью.
Об истории села и истории его церковных храмов писали и рузские краеведы:
Беляева Г.Н. «Святыня земли Рузской» http://history.ruza.ru/content/view/99/26,
Брызгалов П. Село Брыньково, Матвейцево тож…
Горшихина Г.Н. Без прошлого нет будущего.
В окрестностях села Брынькова
Прошло более ста лет. Давно нет этой дачи. Мало, кто помнит о купце Чуеве Иване Антиповиче. Но березовую рощу и то, что осталось от сада, называют до сих пор Чуевской рощей, садом, Чуевкой. На этом месте теперь садоводческое товарищество.
Но много страниц в истории села Брынькова так и остались непрочитанными.
Они ждут своих исследователей.
В.В.
О других топонимах Рузы и Рузского края