При слове «усадьба» у каждого возникают свои ассоциации. Для кого-то это богатые особняки с колоннами, для кого-то «дворянское гнездо» из романа Тургенева или чеховский вишневый сад. У Натали Михайлюк усадьба тоже своя: с цветами в палисаднике и чаем из самовара на открытой веранде. Именно такой художница изобразила её в своих картинах, которые сейчас представлены в Рузском краеведческом музее. Называется выставка «Русская усадьба». Это уже второй выставочный проект Натали Михайлюк, который экспонируется в Рузе, и мы надеемся, далеко не последний.
– Натали, расскажите о вашем проекте. В чем его уникальность?
– Я работаю в технике сухой пастели. Мой любимый жанр – пейзаж, поэтому именно через него хочу передать атмосферу и дух русской усадьбы в разрезе истории. Часть работ посвящена дореволюционному периоду, а часть – советской эпохе и нашему времени. Хотелось изобразить на картинах, что значит для русского человека дача и усадьба, какую роль они играют в нашей жизни.
– А что усадьба значит для вас?
– Для меня это свой собственный дом. Обязательно загородный, вдали от суеты. Природа – это важнейший фактор. А еще – тишина и свобода. Например, если мне захочется в три часа ночи поиграть на фортепиано, я смогу себе это позволить. А если захочу спать до обеда, то мне никто не помешает. На одной из картин я изобразила свою усадьбу: это небольшой дом в Клинском округе. где я сейчас живу.
– «Русская усадьба» уже не первая ваша выставка в Рузе. Буквально месяц назад вы привозили к нам другой свой проект. Что это была за выставка и планируются ли еще?
– Вы совершенно правы. У меня несколько проектов, над которыми я работаю. Первый – это выставка «Пастель через столетие», в которую входят картины известного художника-пастелиста Владимира Клопова, писавшего сто лет назад. Ранее я не была знакома с его работами, и когда мне показали его пастели, я поняла, что мы пишем в похожей манере, у нас много совпадений в видении мира. Углубившись в изучение его биографии, узнала, что и в нашей жизни есть много общего. Работы, которые хранятся в фондах музейно-туристического центра городского округа Клин, – это пейзаж Клина и Крыма. Я решила пройти по этим местам – сначала писала Клин, а потом отправилась в творческую поездку в Крым.
Первый раз мы презентовали проект «Пастель через столетие» в октябре 2021 года. В него вошли постели Клопова и мои работы. Сейчас эта выставка много путешествует по Подмосковью. Месяц назад она была в Рузе, а сейчас уехала в Орехово-Зуево.
Недавно открыла еще один мой новый проект – это «Романтика железных дорог». Очень долго держала его в тайне, и только на днях начала о нем рассказывать. Первые картины презентовала в Клинском выставочном зале. Пока написала лишь малую часть работ, которые планирую. Скорее всего эта тема тоже будет рассматриваться в разрезе истории: царское время, советское и современное.
– Где вы учились живописи?
– Я не принадлежу к числу тех художников, которые «родились с кисточкой в руках», с раннего детства ходили в художественную школу, а потом поступили в училище и художественный университет. Большую часть жизни занималась международным бизнесом, и рисовать начала во взрослом возрасте. Окончила Московскую школу архитектуры и дизайна по классу рисунка и живописи. Сейчас свое дело передала взрослому сыну, а сама развиваюсь и работаю как художница.
– Как возникло желание писать?
– Получилось все очень интересно. Я занималась вокалом и со знакомой пела романсы. Мы так проводили свободное время: она аккомпанировала, а я пела. Было очень душевно. В какой-то момент прямо во время исполнения романса меня посетила мысль – хочу рисовать! В голове начал происходить диалог. Одна моя часть спрашивает: «Куда тебе рисовать, ведь ты же не умеешь? А вторая сопротивляется: «А я хочу, и буду»! Закончив петь, я поняла, что нужно на это решиться. У меня такая жизненная позиция: если чего-то хочу, то обязательно должна попробовать. Потом может не получится, но ведь я ничего не потеряю, если сделаю. Тут же поехала в магазин, купила кисточки, краски, бумагу и начала рисовать. И все начало получаться. Конечно, меня очень поддержало мое окружение, мои близкие люди. Дети (сын и невестка) сказали: «Мама, это шедевр! Рисуй! Уже через полгода пошла учиться живописи.
– Какие впечатления оставила у вас Руза? Не хотели бы поработать здесь?
– Я уже второй или третий раз приезжаю в этот город. Пока не ходила по улицам, чтобы посмотреть архитектуру, но природа очень понравилась. Речка с мостом, цветущие поляны… очень живописно! Когда привезла свои картины в музей, все в Рузском округе было усеяно белыми первоцветами. Они были такие красивые! Я нарвала себе букет и написала с ними этюд в мастерской. А спустя некоторое время на открытии выставки в музее Руза была покрыта цветущим ковром из одуванчиков. Каждый раз она меня встречает по-разному и открывается с новой стороны. Это очень приятно. Возможно в следующий свой визит найду интересные места, которые смогу запечатлеть в своих работах.
Мнения
Дмитрий ГОНЧАРОВ, фотограф
– Рузский краеведческий музей для меня почти родной. Я не раз здесь выставлял свои работы и сейчас с удовольствием посетил выставку Натали Михайлюк, которая работает в технике пастели. Картины мне очень понравились. Они прекрасно передают дух времени, которому посвящены. Видимо из-за своеобразной техники наложения слоев пастели создается впечатление старины. У меня возникло ощущение, что работы сделаны десятки лет назад. Как фотограф я люблю такие естественные цвета. Надеюсь, что выставка понравится и другим зрителям, и автор еще не раз представит свои работы в Рузе.
Татьяна КУЛИКОВА, педагог Центра детского творчества
– Мы с учениками – постоянные посетители выставок в Рузском краеведческом музее. Были и на первой выставке Натали Михайлюк «Пастель через столетие». Она произвела на нас очень сильное впечатление. Дети обсуждали каждую работу. У нас есть традиция: мы приходим на выставку, рассматриваем картины, а потом каждый ученик рассказывает о той работе, которая больше всего ему запомнилась и понравилась. С юными художниками мы обсуждаем композицию, сочетания цветов и наше эмоциональнее восприятие. Пытаемся объяснить, почему нам та или иная картина понравилась. Работы Натали Михайлюк очень светлые и жизнерадостные, счастье сквозит через все детали. Можно анализировать и сочетания цветов, и композицию, но любовь, которая исходит от автора, его восхищение, радость, передана в каждой картине.
Газета "Красное знамя" №22 от 9.06.2022