Летом в Рузском краеведческом музее проходила выставка традиционной крестьянской одежды юга России из частной коллекции Елены Филипповой. Как и обещала, к новогодним праздникам Елена привезла в музей свои зимние наряды XIX-XX веков из Курской, Воронежской и Белгородской областей. Их можно увидеть до 7 января на выставке «Южнорусская зима».
Елена – этномузыколог. С 1990 года ездила в этнографические экспедиции по разным областям нашей страны, откуда и привезла большую часть предметов. Сейчас в её коллекции более 30 полных старинных нарядов и отдельных элементов одежды разных регионов России и не только.
Вот что она рассказала.
У истоков
Ни один университет не даст тех знаний, эмоций, ярких визуальных картинок, которые человек приобретает в живом общении во время поездок и экспедиций. Не знаю, как у других, но у меня именно так происходило осознание, осмысление нашей культуры, погружение в традицию, в наше родное, русское. Весь мой багаж знаний был привезён из различных деревень и сел, далёких и не очень. Как говорят, передан из уст в уста, хотя у меня диплом профессионального музыканта, этномузыколога.
Первой моей экспедицией была поездка в Курскую область, в Суджанский район. Я попала в удивительный мир, который перевернул мою жизнь навсегда. Обычные люди (местные жители) вышли встречать нас в обычной одежде с инструментами в руках. Кто тащил гармонь, кто старенькую потертую балалайку. У двух стариков были скрипки... Я с удивлением смотрела на их огромные натруженные руки – совсем не музыкальные.
Поспорив немного между собой, музыканты заиграли. Перед нами завертелась, заухала знаменитая курская пляска «Тимоня». Из соседних домов стали выходить женщины в странных многослойных одеждах и с клумбами на головах. Яркое буйство цветов и живой необыкновенной музыки повергли меня в шок. На какое-то время я словно вошла в транс, и вот уже танцую, пою...
Как это происходит? Люди, не знающие нотной грамоты, так необыкновенно поют, пляшут... Деды по-своему виртуозно, замысловато, с бешеной энергетикой играют на скрипках. Как в замедленной съёмке передо мной мелькали женщины в своих пестрых традиционных нарядах, которые передавались из рук в руки не одно уже поколение, а в голове вертелась мысль-злодейка: зачем же я училась столько лет в университете, и чему меня там научили…
Переосмыслив все увиденное и услышанное, я поняла, что самое ценное и настоящее находится не в учебнике, а в живой деревне, и никакой электронный носитель не передаст звучание голосов «здесь и сейчас». Традиционный наряд это не тот, в котором поют народные хоры, и не тот, в котором объездил весь мир знаменитый ансамбль «Берёзка», а тот, который лежал в сундуках, в земле во время войны, надёжно спрятанный от захватчиков. Тот, который передавали по наследству и до сих пор берегут для своих внучек и внуков бабушки.
Из той далёкой первой поездки со мной приехали два старинных сарафана. Один из них красного штофа – свадебный, с золотым галуном по низу и спинке, очень редкий. С этих сарафанов все и началось. По-разному было, иногда наряды дарили и просили хранить, иногда продавали за дорого, а иногда доставали с чердака целую гору одежды, бросали напротив дома и говорили, выбирайте, что целое...
Культурный код
Очень много интересного рассказывали бабушки о своих нарядах, о том, как и когда их носили. Чем отличался воскресный сарафан от праздничного, как выглядела девушка из богатой семьи и как из бедной.
В разных областях свои обычаи. Например, почти во всей Курской области сарафан носили не только девушки, но и женщины разных возрастов, а в Белгородской области его надевали только до сватовства. Был такой старинный обряд – «одевание поневы». Выйдя замуж, женщина носила поневу (юбку) до самой смерти. Они менялись (их было у женщины более 20 штук): праздничные более яркие, будничные – скромные. По вышивке определяли, из какого села женщина, как давно она замужем, есть ли у неё дети.
В Курской области чёрный сарафан из тонкой домотканины с золотым галуном по подолу считался очень богатым и носился на главные праздники. Он даже мог быть свадебным за неимением красного штофного из дорогой привозной ткани. Сарафан без золотого галуна, с золотым позументом или бархатом на спинке называли воскресным его надевали по воскресеньям «у церкву». На каждый день надевали «буденный» – из более грубой шерстяной домотканины. Его украшали по подолу красным тонким шнуром, а лямки могли быть украшены цветной парчой.
И тепло, и красиво
Верхнюю одежду чаще всего шили бродячие портные, которые селились в дом хозяина, семью которого надо было обшить. За работу они кормились сами и кормили свою лошадь.
Наши предки умели тепло и красиво одеваться! Модницы были во все времена. Женщины носили и шубы, и пальто, и полупальто, и пиджаки. Правда, названия у верхней одежды XIX-XX веков были совсем иные.
Если говорить о нарядах юга России, то там получили распространение кохта и холодайка. Холодайки шились на вате. Снаружи – чёрный плотный сатин, подклад цветной, часто из разных кусков сатина, ситца. Манжеты, планка с горловиной и подол расшивались цветными нитками на швейной машинке затейливыми строчками. Украшались тонкой лентой. В некоторых сёлах по этой строчке модницы пришивали разноцветные блестки с бисером. Сзади украшали холодайку многочисленными складками от талии, пришивали круглые солнышки.
Буденная одежда (на каждый день), конечно же, так ярко не украшалась.
В разных селах были свои особенности вышивки. Одежда определяла и статус хозяйки. Самыми нарядными были молодухи – девушки, недавно вышедшие замуж. Гораздо скромнее одевались женщины старше 35 лет. Они уже считались старухами. Еще местные красавицы носили одежду из чёрного грубого сукна без подкладки. Называлась она «куцанок». Украшалась скромнее, сзади от талии также имела складки.
Газета "Красное знамя", №52 (111937) 22 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА