тел. 8 (496 27) 2-34-83

В Рузском краеведческом музее обновили экспозицию

Обновленная экспозиция «дворянско-купеческого» зала открылась в Рузском краеведческом музее с начала года.  Посетители впервые смогут увидеть экспонаты, ранее находившиеся в запасниках. Это редкие монеты - платы периода 1725-1726 годов, нательные и наперстные кресты, старинные книги, школьные принадлежности послевоенного времени и иконы.

Икона Божией Матери «Умиление» относится к иконописному типу «Елеу̰̀са», который является самым распространенным в русской иконописи.

Икона «Святой Николай Чудотворец» - образ, известный в русской иконописи с ХIII века. Это изображение святителя Николая с закрытым Евангелием в руках. Вверху, в небесах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери.

Икона «Огненное Восхождение Пророка Илии», на которой восхождение пророка Илии живым на небо толкуется как прообраз Воскресения Христова.  Непременным спутником путешественника в дороге всегда была икона-складень. Особой любовью у православных на Руси пользовался трехстворчатый складень – триптих – у которого средняя часть закрывается двумя боковыми створками. Предполагается, что их прообразом явились царские врата – традиционная составляющая любого старинного христианского иконостаса.

Нам известно, что ношение крестов нательных является примером бессловесной молитвы, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Креста Христова, которая защищает носителя всегда, даже если носитель не просит помощи, или не имеет возможности перекреститься. В экспозиции показаны кресты нательные и наперсные (нагрудные), четырехконечные, шестиконечные. Как писал святитель Дмитрий Ростовский, «…Не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Кровью Которого крест обагрился…».

Говоря о Рузе, смело можем сказать: «Руза в прошлом- город купеческий». А где купец- там и деньги. В экспозиции представлены монеты квадратной формы, которые вызывают интерес у все посетителей выставки.  Мы привыкли к тому, что металлические деньги должны быть круглыми. Однако, при Екатерине I в России чеканились квадратные монеты. Чтобы покрыть огромный платежный дефицит, пришлось выпустить легковесные и низкопробные серебряные деньги, которые назывались «меншиковскими» — в честь всесильного фаворита императрицы и фактического правителя государства Александра Меншикова. Но народ этим деньгам не доверял. Для изготовления нужного количества полновесной монеты катастрофически не хватало серебра и золота. И тут кто-то из окружения императрицы вспомнил о том, что на Урале увеличивается добыча меди. И предложил заменить серебряные монеты медными. Примером послужила Швеция, где медные деньги были в ходу с середины XVII века. 4 февраля 1726 года императрица специальным указом повелела начать чеканку медной монеты. Эти монеты были необычной формы — не круглые, а квадратные. Они получили название «платы». Деньги такой формы чеканили в той же Швеции. Так что эксперимент опирался на заграничный опыт. Новые монеты отливали из чистой красной меди. Этим занимался монетный двор Екатеринбурга. Удивительным был вес новых денег. Один квадратный медный рубль весил 1,6 кг. Полтина -800 г, полполтина- 400 г, гривна (10 копеек) - 160 г, 5 копеек -80 г, 1 копейка -16 г.   Квадратные платы не прижились. Прежде всего - из-за их веса. Правда, в указе о чеканке плат говорилось, что их можно менять на векселя. Но векселя не вызывали в народе доверия. Через несколько месяцев стало очевидно, что казна от выпуска денег-плат получала намного меньший доход, чем от выпускаемой в то же время мелкой круглой монеты. С экспериментом решили покончить. 30 декабря 1726 года монетному двору в Екатеринбурге приказали прекратить изготовление квадратных денег. Платы, оставшиеся на руках у населения, выменивали и перечеканивали в мелкие круглые деньги. Сейчас квадратные монеты Екатерины I представляют собой нумизматическую редкость и входят в десятку самых дорогих российских монет.

Если речь заходит о купцах, невольно вспоминаешь кустодиевскую купчиху за чаем. И, конечно же, никакое чаепитие не обходилось без самовара, один из которых представлен на выставке. Чай, как «повсеместно употребляемый и желанный напиток», стал таковым не сразу, а только лишь в конце ХVII века. Долгое время чай оставался «городским напитком», причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста. Чуть позднее было налажено производство специальных чайников для заварки, а через столетие после ввоза чая появился и первый на Руси самовар. Само слово «самовар» не имеет аналогов в других языках, оно заимствовано из русского языка. Кипяток, заваренный в нем, действительно получался вкуснее, а заваренный на его «верхушке» чай лучше распаривался.

Подавали чай на стол парами. Такая пара состояла из небольшого чайника с заваркой, который устанавливали на самовар. Такой способ подачи чая — чисто русское изобретение. Из самоваров чай разливался в блюдца или чашки. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком. Для дворянской культуры чаепития было характерно употребление чая на английский манер, создавая целое красивое представление с умными беседами и обменом любезностями.

В самом дальнем уголке зала, который посетители все чаще называют «ностальгия», всегда стоит шкаф с пионерской и октябрятской символикой и атрибутикой. Около него всегда люди задерживаются, делясь приятными для них воспоминаниями. Современные дети, хоть и носят в школу   рюкзаки, а не ранцы, название «портфель» знают. Здесь он - старый, потертый, с двумя замками. В школу с ним в 1950-60-е годы ходила на работу учительница Татьяна Федоровна Терехович.

 

8 (496 27) 2-34-83

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14