ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА РУЗСКОГО КРАЯ. МАЛЕЕВКА

Стартовал Год Литературы.

Русская литература возникла как чудо, не объяснимое ничем. Страны с мощными и древними литературными традициями, что на западе, что на востоке, склонили голову перед русскими писателями.

Джойс призывал учиться у Лермонтова, Акутагава – у Достоевского, Толстой и Чехов были вне конкуренции.

Подмосковье было излюбленным  «писательским» местом, где они не только отдыхали, но и трудились, писали и обсуждали свои работы. Таким  примечательным отечественным «гнездом культуры» стала Малеевка (Дом  Творчества писателей)  под Старой Рузой.

История  этого Дома Творчества писателей  настолько богата известными именами, что только этот факт выделяет ее из ряда других мест Подмосковья.

С рассказа о Старой Малеевке мы начинаем новый проект «ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА РУЗСКОГО КРАЯ» 

 

Возникнув как поместье издателя «Русской мысли» В.М.Лаврова, став затем дачным поселком сотрудников журнала, он превратился в место трудов и отдыха многих литераторов (Дом Творчества писателей).

За 100 лет литературной Малеевки здесь жили, гостили и работали люди, ставшие гордостью отечественной литературы.    Здесь творили: А. Новиков-Прибой, Б. Пастернак, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, Б. Окуджава, Р. Рождественский, Ч. Айтматов, В. Распутин, Л. Ошанин и многие другие…

Писатель Петр Замойский писал: «Уверяю, 25% всей советской литературы, особенно русской, создали в Малеевке».                    

Свое имя усадьба получила от купца Малеева, который купил эту землю у государственного деятеля - Воронцова. В 1886 году имение переходит в собственность редактору журнала «Русская мысль», В.М. Лаврову. В.М. Лавров выстроил дом, развел сад. И теперь чаще находился здесь. В Москву ездил по делам.

Скоро подмосковное имение Лаврова Малеевка, стало центром культурной жизни, где собирались не только писатели, но и артисты, музыканты и другие деятели культуры.

С 1927 года начинается новый период в истории Малеевки – создание творческой коммуны. Весной 1927 года известный писатель А. Новиков-Прибой, охотясь со своим молодым другом – начинающим писателем И. Рахилло в окрестностях Старой Рузы, вечером набрели на одинокий обветшалый барский дом. Хозяйкой этого забытого небогатого  поместья была старушка – вдова В.М. Лаврова. Писатели решили выхлопотать пенсию старушкам (хозяйке и ее сестре), а в их доме открыть дом отдыха.

Так и было сделано. Осенью 1927 года Литфонд РСФСР основал здесь дом отдыха «Советский писатель». Условия проживания были спартанские. Дорога от Москвы была дальней,  к дому отдыха вела лесная и ухабистая просека, машин не было, мостик на речке Вертушинке во время половодья смывало каждую  весну, со снабжением продуктами тоже были трудности. Вообщем, жилось очень глухо. В 1929 году дом отдыха перестает работать. Тогда-то небольшой коллектив писателей-энтузиастов решил организовать творческую коммуну «Малеевка» и взять дом на собственное содержание.

Весь обслуживающий персонал коммуны состоял из кучера и поварихи. Остальную работу выполняли сами писатели. Был очищен пруд, приведен в порядок лесопарк, построены временные летние дачи.

Лишь за первый год существования творческой коммуны (1930 год) здесь было завершено 70 произведений. Среди них такие как: «Цусима» Новикова-Прибоя, «Лес» Демидова, «Подпасок» Замойского, «Солнечный клад» Перегудова, «Внук лошевода» М. Пришвина и т.д.

Помимо постоянных обитателей  Малеевского Дома Творчества, здесь бывали А.Н. Толстой, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский, В.В. Вересаев. Сначала в коммуну записались 50 человек, но вскоре осталось 13. Это были: А. Новиков-Прибой, П. Низовский, П. Ширяев, А. Демидов, И. Рахилло, П. Замойский, С. Юрин, П. Дорохов, А. Малышкин, М. Громов и другие.

 8 мая 1928 года Сергей Ганьшин получает удостоверение №351 правления Литфонда РСФСР. В нем значится: «настоящее свидетельство выдано гражданину Ганьшину Сергею Евсеевичу в том, что он действительно является заведующим хутора «Малеевка», арендуемого Литфондом  по договору с Можайским укомом за №787 от 18//-28 года».

 

Для справки
Ганьшин Сергей Евсеевич (1878-1953), поэт-самоучка, из крестьянской семьи Тульской губернии. Работал пастухом, ткачом в Подмосковье, затем скитался по югу России. Сидел по политическому делу. Участвовал в работе Суриковского литературно-музыкального кружка. Сотрудничал в революционной печати. В 1916 был выслан в Вятскую губернию. В советские годы занимался литературной деятельностью.

  

С каждым годом Малеевка все больше и больше привлекала писателей. В 14 комнатах уже было тесно, особенно в летнее время. Горком писателей построил новый в 26 комнат двухэтажный дом. В старом остались только столовая, библиотека, бильярдная. Привели в порядок заросший сад, вскопали огород, устроили новую баню, закупили сельхозинвентарь. Достали движок, открыли свою электростанцию.

В середине 30-х годов Московское товарищество писателей для Дома Творчества заложило каменный фундамент.

Но писатели не только жили тут и создавали свои произведения, многие из них выступали перед населением района.                     

Первыми в начале 30-х годов это сделали М. Громов, П. Замойский, С. Бородин. Они читали отрывки из своих произведений на августовских совещаниях учителей. Взволнованно слушали педагоги живое слово писателей. Казалось, этот творческий ритм никогда не будет нарушен. Но беды и трагедии Великой Отечественной войны докатились и до Малеевки.

В 1941 году 16-17 декабря отступая, фашисты сожгли Дом Творчества вместе со всеми пристройками. Вот, что вспоминает В. Тихомиров, свидетель тех событий, живший в то время  в деревне Вертошино:  «Уже после войны ездил я в Малеевку с тайной надеждой отыскать там какие-нибудь записки или документы тех лет, повидать колхозников из соседней деревни, бывших в нашей писательской коммуне, но кроме старой Феклуши, когда-то возившей нам из лесу дрова, в живых уже почти никого не осталось».

Фашисты сожгли дом и библиотеку. Только в 1956 году были построены новые здания, своей архитектурой напоминающие старинные дворянские усадьбы.

В  послевоенный период Дом Творчества стал излюбленным местом работы многих советских писателей.

Здесь можно было встретить литераторов из разных городов, областей и республик нашей страны, гостей из-за рубежа. Все они отдыхали, поправляли здоровье, работали над своими произведениями.  И все они от души благодарны Дому Творчества, который глубоко полюбили.

«Малеевку люблю. Чудесное место для отдыха и для работы. Здесь столько красивой природы, что любоваться бы ее с утра до ночи. Особенно хорошо здесь осенью, в сентябре. Сплошные «осенние скрипки». Я жил здесь два раза и оба раза – осенью. В 1948 году и в 1961. В первый раз я здесь просто отдыхал после тяжело прожитых лет войны и работал мало. Сейчас я приехал сюда не только отдохнуть, но и подлечиться. Не забыл, разумеется, и о работе. В промежутках между лечебными процедурами и великолепными прогулками написал в Малеевке шесть небольших лирических стихотворений.… Прощай, дорогая гостеприимная Малеевка! Завтра прозвучит команда: отдать концы! – И я с грустью и большим сожалением отбуду в сторону Арбата. До свидания, милая Малеевка» - писал известный советский поэт Антон Пришелец.

«Дорогой Малеевке – лучшему рабочему месту в мире», - пишет Лев Ошанин, даря Дому Творчества свой сборник стихов, некоторые из них написал в Малеевке.

«В Малеевке я бывал, пожалуй, не меньше двадцати раз -  вспоминает редактор института имени А.М. Горького Владимир Федорович Пименов.- Вся атмосфера, вся обстановка этого дома располагает к труду. Очень многое давало общение с литераторами союзных республик. В Малеевке их было много. Очень хорошая здесь библиотека».

 

Много теплых, искренних слов звучало и до сих пор звучат в адрес библиотеки и ее хозяйки Голенкиной Л.Ф., которая почти полвека отработала в малеевском Доме Творчества. Именно она обратилась с предложением к руководству Сбербанка России выпустить книгу о Малеевке.

Эта книга вышла в 2001 году, но очень малым тиражом и, конечно, стала библиографической редкостью.

 

Перестроечные годы не пощадили Дом Творчества. Нет знаменитого бюста А.С. Серафимовича, нет легендарной библиотеки. Только настоящий, «малеевский» камин, одинокий  книжный шкаф, да несколько бильярдных киев нашли свой последний приют в Рузском краеведческом музее, а сохранились они благодаря усилиям энтузиаста-одиночки поэта Н.Н.Чайки. Но это другая и очень печальная история.

Писательский уголок в Рузском краеведческом музее

 

 

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14