История одного предмета: зеркало

Ученые предполагают, что история создания зеркал началась более 7000 лет назад. В качестве них тогда служили различные металлические поверхности, наполированные до блеска – золотые, серебряные, оловянные, медные, бронзовые. Иногда использовали даже камни.

Первые в истории зеркала, по мнению археологов, представляли собой отполированные кусочки магматической горной породы – обсидиана. Такие «зеркала» были найдены в Турции и насчитывали около 7500 лет. Правда, так их можно назвать весьма условно, поскольку в них невозможно что-то тщательно рассмотреть. Позволить себе такую металлическую наполированную поверхность могли только очень состоятельные люди, поскольку зеркала требовали длительного ежедневного ухода.

Намного позже, в 1279 году Джон Пекан впервые описал следующий способ изготовления зеркала: на обычное стекло наносили очень тонкий слой свинца. Позже применяли другой метод: между двумя листами бумаги помещали фольгу из олова, покрытую ртутью, сверху накладывали стекло, после чего аккуратно извлекали бумагу. В то время лучшими считались венецианские зеркала. Они стоили невероятно дорого, поэтому Венеция всеми способами старалась сохранить тайну их изготовления.

В России зеркала считались дьявольским изобретением. В 1666 Православная Церковь запретила их использование священниками. С этого времени и появилось много суеверий в отношении зеркал. Разбитое зеркало, например, было признаком невезения в течение семи лет. Вот почему сломавший или разбивший его человек сначала приносил извинения за неуклюжесть, а потом должен был похоронить осколки согласно всем ритуалам.  

При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели «амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины». Пришло время и России делать свои зеркала. Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит. Богатые люди, как дань моде, собирали достаточно крупные коллекции «зерцал». Царственные особы, к примеру царевна Софья, позволяли себе одаривать этими изящными драгоценными предметами приближенных.

В первой половине XIX века зеркало уже является неотъемлемым предметом интерьера дворянских домов. В то время производство зеркал было очень вредным из-за паров ртути, которую содержала амальгама (только в середине XIX в. ртутную амальгаму заменила серебряная); производство зеркал было не только вредным, но и весьма трудоемким и длительным. Все это существенно влияло на стоимость зеркал.

В быту начала 20 века не только в богатых домах начали появляться зеркала. Зеркало из нашего фонда мы называем зеркалом «скупого рыцаря». Скорее всего зажиточный крестьянин, пожелавший похвастаться достатком, заказал дорогой оклад из красного дерева, но вот на самом зеркале явно сэкономил.

Зеркало и другие экспонаты можно увидеть в Рузском краеведческом музее.

 

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14