Без школы — нет государства.
Без учителя — нет достойных граждан ( доклад печатается в сокращении)
Докладчик Иноземцева М.Л.
Так сложилось, что в Российской империи достаточно продолжительное время не было единой системы начального образования. На территории страны функционировали учебные заведения, принадлежавшие разным ведомствам. В конце 60-х гг. XIX века в России определились следующие типы начальных школ:
1) министерские образцовые (двухклассные) школы;
2) одноклассные училища Министерства Народного Просвещения, находящиеся в заведовании училищных советов и дирекций народных училищ (неправильно называемые земскими);
3) церковно-приходские училища;
4) школы грамоты.
Но, ведущую роль в системе народного образования играли церковно-приходские и земские школы, которые формировали образовательное пространство провинции.
Официальное существование школы при храмах и монастырях начали в 1836 году по «Высочайшему повелению» государя-императора Николая I Павловича.
В конце 60-х г.г., когда появились новые работники на ниве начального народного образования – Министерство Народного просвещения и земства, духовенство способствовало укреплению земских школ, располагая к ним народ и общественное мнение. На старую церковную школу было объявлено гонение, хотя именно эта Школа в Царской России играла огромную роль в воспитании народа. Принято хвалить земскую школу (западническую) и ругать напропалую церковно-приходскую. А предвзятое отношение к школам этого типа у земства, интеллигенции и «образованного» общества сохранялось вплоть до революционных событий 1917 года.
И в защиту Церковно-Приходских школ и системы преподавания в них мне хочется процитировать слова из книги И.В. Преображенского « Духовенство и народное образование, 1900 г.»: «Русская народная школа создана нашим духовенством, и это будет составлять его вечную заслугу пред Отечеством. Это — одна из лучших страниц в истории его просветительной деятельности. И эта страница так прочно начертана, что ни замалчиванием, ни какими-либо другими способами стереть, изгладить ее никому не удастся. Именно соработничество государей и лучших представителей сословий Российской империи создало русскую школу. Принципы воспитания в ней были на порядок выше, чем в школах Европы…»
Церковно-приходская школа, как школа близкая к народу, играла большую роль в повышении общего образовательного уровня , и это образование могло стать значимым фактором влияния на развитие сельскохозяйственной промышленности.
Но вернемся к истокам школьного образования в Рузском уезде.
Вот так выглядела земская школа
Первое народное училище уездного типа было открыто в Рузе в 1806 году.
В Памятной книжке Московской губернии 1909 года есть сведения по учебным заведениям Рузского уезда того периода, из которых видно, что в городе Рузе было два училища - трехклассное городское и женское городское; а во всем Рузском уезде - двухклассное училище Министерства народного просвещения в селе Каменка и Начальные училища и школы разных ведомств.
В 1911—1912 годах в Рузском уезде насчитывалось 53 начальные школы, в которых обучались 2704 человека. Учащиеся составляли всего около трех процентов населения. Учились в школе менее половины крестьянских детей.
В Московской епархии на рубеже XIX-XX веков действовали шесть церковно-учительских школ: Спасо-Преображенская - в Богородском уезде, Аббакумовская - в Верейском, Холмская - в Рузском, Нехорошевская - в Серпуховском, Чашниковская - в Московском, Ветлинская - в Клинском.
Немногочисленные учителя-мужчины, которых в 1912 году в школах Рузского уезда насчитывалось 8 человек, работали после окончания духовных семинарий.
В Рузском уезде благодаря энтузиазму местной интеллигенции делались попытки улучшить качество народного образования. При деревнях работали земские школы, училища, библиотеки, иногда комитеты о народной трезвости, при селах — церковно-приходские школы.
Маковский В. В сельской школе
Так например, в Федькове Моревской волости находилась школа грамоты Кирилло-Мефодьевского православного братства, в с. Васильевское находилась «Васильевская частная школа Моревской волости», сведения о которой есть в документах за 1894 год. Таким образом, Васильевская школа существует уже более ста лет. Точной даты ее основания мне выяснить так и не удалось.
Школа обслуживала деревни Бережки, Мышкино, Полушкино, Агафоново, Алтыново. Всего было 45 учеников. Их обучал один учитель. Он вёл следующие предметы: «Русскiй языкъ», «Арифметика», «Пенiе». Согласно программам 1897 года по русскому языку, ребята занимались чтением, письмом и грамматикой.
Ещё на рубеже 19 и 20 веков земством разрабатывались проекты о переходе Рузского уезда на всеобщее начальное обучение, которое охватило бы всех детей от 8 до 11 лет. Было подсчитано, что в этом случае Васильевская школа приняла бы 51 ученика. Но по разным причинам не все дети имели возможность получать образование. В то время можно было встретить множество людей, вообще не умевших читать.
После учебной реформы 1918 года по всей стране был проведён ликбез (ликвидация безграмотности). Все земские, частные и церковно-приходские школы вошли в структуру Рузского роно (районного отдела народного образования). По всей стране были приняты единые учебные программы.