В материалах о праздниках, обрядах и обычаях Рузского уезда обращает на себя внимание фраза: «Красную горку заменяет неделя жен-мироносиц».
Оказывается, в 60-х годах XIX века в Рузском уезде церковный праздник жен-мироносиц был одним из самых почитаемых.
Из истории праздника
В третье воскресенье после Пасхи христиане почитают жен-мироносиц. Если в главный православный праздник мы вспоминаем воскресение Иисуса Христа из мертвых, то в третье воскресенье после него – женский подвиг бесстрашия.
Жены-мироносицы у Гроба Господня (вологодская икона, конец XV века)
Среди имен «героинь дня» стоит отметить святых Марию Магдалену, Иоанну, Сусанну, Марию Клеопову, Саломию, Марию, Марфу и др. Эти женщины были рядом с Христом на протяжении Его жизни. Они были с ним в последние минуты. Они первыми решились идти к Гробу Господню, чтобы совершить погребальный обряд над умершим Спасителем: по существующему обычаю помазать тело Иисуса благовонным маслом. Это специальное масло называется миро. Отсюда и название - мироносицы.
Ни один из мужчин-апостолов не отважился сопровождать мироносиц. Но женщин это не остановило, и они были вознаграждены радостной вестью о Воскресении Спасителя. Это потом Господь явился остальным — апостолам, ученикам, другим людям. Память об этом дне – преклонение перед женским бесстрашием, преданностью православной вере.
Народные традиции дня жен-мироносиц
Особо почитался на Руси праздник памяти жен-мироносиц. Взгляды святых угодниц разделялись православными верующими независимо от сословия: благопристойная жена и мать семейства - тихая, верная, милосердная, всепрощающая, кроткая, терпеливая, жертвенная, с непобедимой внутренней силой.
Среди русских православных христиан издавна существовала традиция поздравлять в этот день всех женщин, устраивать посиделки, вспоминая о подвиге святых жен.
Этнограф Н.Н. Волков в статье «Праздники в Рузском уезде в 1851 году», рассказывая о празднике жен-мироносиц, замечает, что даже Красная горка, которая обыкновенно начинается с Фомина воскресенья, не празднуется крестьянам Рузского уезда так, как отмечается неделя Жен Мироносиц.
“В этот праздник прежде варят белую брагу, потом собираются гулять. Впереди идут девушки с березкой, увешанной лентами; их сопровождают холостые крестьяне с бубном или гармонией. Потом следуют замужние. Они пляшут под музыку или поют песни.
Приготовляясь к описанному празднику, девушки ходят в Страстную пятницу в село, называемое Пятница Берендева, и покупают цветной бумаги, из нее вырезают листы и украшают срезанную еще не распустившуюся молодую березку
С нею-то ходят из дома в дом. Хозяева обязаны угощать игроков белою брагою. Обойдя всю деревню, веселая толпа останавливается на улице. Под игру в гармонию и бубен девушки пляшут попарно. Зрители образуют круг.
По окончании пляски мужчины девушки отходят друг от друга, кланяются и расходятся по домам; этим заключается веселье в день Жен Мироносиц. В следующие за сим воскресные дни крестьяне водят хороводы, поют песни, играют на улице”.
Жаль, что в потоке современной жизни в нашем Рузском районе утрачено много ценного, а порой просто забыто или искажено…
На празднике жен-мироносиц у стен Казанского храма в Брынькове (Рузский район). 2016.
Но с оптимизмом хочется смотреть на возрождение традиции праздника жен-мироносиц, которое состоялось в храме Казанской иконы Божьей Матери в Брынькове (Рузский район).
Удивительная история у Казанской церкви. Построена она была в 1701 году, достраивалась, как предполагают, учениками архитектора Казакова, а в 1937 закрыта. Ее не раз пытались восстанавливать: собирались пожертвования, выделялись средства из федерального бюджета. Приезжали специалисты, осматривали кладку, делали планы реконструкции. В результате отремонтировали только крышу. Так стоял храм в лесах, в строительном мусоре, пока в Брыньково не назначили нового священника Николая Лакозу.
Сразу же отец Николай включился в работу: возобновил богослужения, привел в порядок вместе с прихожанами прилегающие территории и внутренние помещения церкви.
Отремонтировали алтарь, провели электропроводку, смонтировали отопительную систему, оборудовали звонницу, трапезную и библиотеку.
С особым чувством ждали прихожане праздник жен-мироносиц:
во-первых, он считается женским праздником, а среди прихожан большинство женщин, а с матери, с семьи начинается наша жизнь;
во-вторых, исторически праздник особо почитался в Рузском крае;
в-третьих, это торжество возрожденного храма, торжество православной веры.
После Божественной литургии и молебна настоятель храма Николай Лакоза поздравил женщин-прихожанок и вручил им розы и шоколад. Потом после чаепития на церковной лужайке состоялся концерт ансамбля народной песни «Ларец». Далеко по округе разносились русские, украинские и казацкие песни, как это было и сто и двести лет назад.
А ведь еще год назад никто и предположить не мог, что в этом старинном храме вновь будут проводиться богослужения и состоится такой замечательный возрожденный праздник жен-мироносиц.
В.В.
Еще по теме ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ и ОБЫЧАИ Рузского уезда
Праздник праздников: ПАСХА в Рузском уезде
Егорьев день- первый выгон скота
Как ружане МАСЛЕНИЦУ встречали