На наших страницах уже встречалось имя известного краеведа Петра Федоровича Дужева. Его исследования родного края настолько глубокие и фактографичные, что вызывают неизменный интерес у читателей.
Сегодня рассказ Петра Федоровича, опубликованный несколько десятилетий назад в газете «Красное знамя». Речь идет о двух населенных пунктах нашего района – Рузе и Старой Рузе,
Руза впервые упоминается в завещании великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, правда, некоторые историки с этой датой не соглашаются. И не без основания. Они датируют данную грамоту 1339 годом. Между прочим, в духовной грамоте Ивана Калиты о Рузе говорится: «А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободу, Замошьскую свободу, Оугожь, Ростовци, Охотьева свободка, Скирминовское, Троена, Негуча. А села: село Рюховьское, село Каменичьское, село Рузьское, село Белжинское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское, село Домонтовское, село в Замошской свободе, село Семьдиньское».
Фрагмент карты Рузского уезда 1776-1770 гг (из кн. Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке».-М., 2004).
Руза в общем списке звенигородских волостей стоит в том порядке, в каком их перечисляет Иван Калита, мысленно следуя вверх по реке Москве. Как видим, Руза упоминается вслед за Кремичной. Погост Кремична расположен на левом берегу Москвы почти напротив поселка Тучково. Сопоставляя различные исторические документы, старинную волость Фоминское можно предположить как располагавшуюся на месте современного поселка Горбово, Руза названа в промежутке между Кремичной и Фоминским. Следовательно, это Старая Руза.
История знает немало случаев перенесения селений с прежними названиями на новые места. К примеру, современная Рязань, разоренная Батыем в 1237 году, не отстроилась на прежнем месте, Против современного города Спасска ныне существует городище Старая Рязань. А Рязань оставшееся в живых после монголо-татарского нашествия ее жители отстроили на месте Переяславля Рязанского.
Как свидетельствуют археологические данные, на Старорузском городище при раскопках были найдены предметы быта, характеризующие Старую Рузу XI!—XIV веков как важный форпост Москвы с западной стороны. Здесь найдены древности домонгольского периода. В Рузе на Городке при раскопках 1948 года предметы, характеризующие наличие здесь городского поселения XII— XIV веков, обнаружены не были. Ссылаясь на археологические данные, мы смело можем утверждать, что как городское поселение Старая Руза старше Рузы.
В первой духовной грамоте великого Московского князя Дмитрия Ивановича, написанной им в 1375 году в связи с походом на Тверь, Руза стоит в общем списке перечисляемых им звенигородских волостей.
Во второй духовной грамоте великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского, датируемой 1389 годом, о Рузе говорится: «А се даю сыну своему, князю Юрию, Звенигород со всеми волостьми, и с тамгою, и с мыты, и з бортью, и с селы, и со всеми пошлинами. А волости Звенигородские: Скирменово Белми, Тростна, Негуча, Сурожык, Замошьская слобода, Юрьева слобода, Руза городок, Ростовци, Кремична, Фоминьское, Оугожь..., Вышегород, Плеснь, Дмитриева слобода...»
Как видим, положение Рузы за минувшие от 1339 до 1389 года пятьдесят лет заметно изменилось. Во-первых, Руза названа городком, во-вторых, она уже не стоит в обычном ряду звенигородских волостей, а занимает место во главе будущих рузских волостей.
По каким причинам могли произойти такие большие изменения?
В русских летописях и других документах нет сведений о разрушении Рузы во время опустошительных походов монголо-татарских ханов Батыя — в 1237 году и Дюденя — в 1293 году, Соседние города Звенигород, Можайск и Волоколамск пострадали от этих набегов, о чем имеются сведения в исторических документах. Возможно, в этот период Руза не была столь значительным пунктом, достойным упоминания. Однако не можем мы поверить, что полчища Батыя или Дюденя каким-нибудь образом миновали Рузу, скажем, во время движения к Можайску в 1293 году.
В 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш сделал попытку восстановить могущество Золотой Орды после поражения в Куликовской битве. Он обрушился на русские земли, ему удалось обманом взять Москву и подвергнуть русскую столицу полному разгрому. Имеется известие о разорении Тохтамышем Рузы. Отряды Тохтамыша, потерпев поражение под Волоколамском от войска Владимира Андреевича Серпуховского, опустошив окрестности, покинули нашу территорию.
Более всего вероятно, что в сообщении речь идет о разорении Тохтамышем Старой Рузы. Несовершенство земляных укреплений, ограниченные размеры Старорузского городища и изменившиеся условия фортификации , в связи с началом использования огнестрельного оружия (русские впервые применили пушки при защите Московского кремля от войск Тохтамыша) заставили строителей Рузской крепости искать более надежное и обширное место для нее.
Таким удобным местом оказался мыс между рекой Рузой и речкой Городянкой (безусловно, речка получила свое название позднее). Видимо, на этом месте некогда размещалось село - Рузьское. В пользу этого утверждения говорит то обстоятельство, что с этого времени навсегда исчезает в документах название этого села.
Старая Руза в дальнейшем по административному делению относилась к городскому стану. О Старой Рузе, как бывшем древнем городском поселении, говорит наличие нескольких церковных мест, что не характерно для русских сел нашей местности.
Руза городок, упоминаемый в духовной грамоте Дмитрия Донского, - это уже современный город Руза. Создан он был после изгнания полчищ Тохтамыша по приказу великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского.
Возвышающиеся над рекой Москвой земляные укрепления Старой Рузы являются немыми свидетелями существовавшего некогда поселения.