"… Разведка Альтен-фьорда была особо тяжелым и опасным делом. Гитлеровцы берегли его секреты крепко. Несколько самолётов, посланных туда, на аэродром не вернулись. Самолёт-разведчик, которому первому удалось вернуться из Альтен-фьорда, был скоростным бомбардировщиком Пе-3. Пилотировал его капитан Вербицкий - командир экипажа, а штурманом и лётным наблюдателем был я.
Сейчас рассказать, так всё вроде бы просто получилось у нас. Вызвали в штаб, поставили задачу: "Произвести воздушную разведку военно-морской базы Альтен, установить тип и количество базирующихся на ней кораблей противника".
Приказ есть приказ. Готовимся к вылету, изучаем карту, силуэты кораблей... а у самих гвоздем сидит в головах вопрос: отчего же никто оттуда не возвращался? Секретное оружие прикрытия или еще что похуже?
В общем, до чепухи несусветной договаривались. Потом приступили к разработке маршрута полета и решили посмотреть, кто как туда летать собирался. Прикинули на карте и опешили. Все до одного шли одним примерно маршрутом.
Сначала над морем и вдоль норвежского побережья, затем разворот на юг и выход на объект разведки с северного сектора. А на побережье у гитлеровцев была целая сеть наблюдательных постов. Все эти самолеты засекались ими еще над морем, ПВО базы приводилась в готовность, с аэродрома прикрытия взлетали истребители... вот и вся схема.
Сегодня, конечно, в уме не укладывается, как можно было раз за разом повторять одну и ту же ошибку, но в начале войны у нас не было боевого опыта и самые простые истины приходилось осваивать кровью.
От северного маршрута мы с Вербицким отказались. Над морем шли на бреющем только до траверза порта Варде, потом набрали высоту, пересекли горную цепь на побережье и за несколько сот километров от Альтен-фьорда углубились в пространство над сушей.
Этот манёвр не позволил противнику определить цель нашего полёта, тем более что курс полета мы несколько раз изменяли, запутывая наблюдателей. Гитлеровцы подняли истребители, это мы слышали по радио, но навести их на наш Пе-3 так и не сумели.
На Альтен-фьорд мы вышли с юга, откуда никогда еще самолеты-разведчики не появлялись. С кораблей и с суши стали запрашивать огнями, кто мы такие. Я отвечал миганием посадочной фары какую-то абракадабру, лишь бы выиграть секунды. Этих секунд оказалось немного.
Противник открыл мощный зенитный огонь, а поднятые с ближайшего аэродрома истребители стали нас атаковать. Но разведка базы была нами уже закончена. Командир увел самолет в облака, там изменил курс полета и вышел в воздушное пространство над морем.
Я передал по радио наши данные: обнаружен линкор "Тирпиц", крейсеры "Лютцов" и "Хиппер", восемнадцать других кораблей. При пробеге после посадки у самолета заглохли моторы: кончилось горючее. Его поставили в ремонт, штопать пробоины от пуль и осколков. Это было 27 декабря 1942 года.
Почти год мы разведывали второй сектор, пока Елькин не принял его от нас вместе с Альтен-фьордом..."
Ткачёв А. Охота на "Тирпица": Док. повесть. - Честь имею.- 1994.- № 9 (1695). С. 67.
http://ruzamuseum.ru/content/mihail-konstantinovich-verbickiy