Прялка пришла к нам из древности. Прядение пряжи было исконно женским трудом: мастерил и расписывал прялку мужчина (отец – для дочери, жених – для невесты), но пряли только женщины. Причем осваивать это ремесло начинали сызмальства, чтобы успеть собрать себе приданое к свадьбе.
Осенью, когда завершалась уборка льна и заканчивалась пора других сельскохозяйственных работ, начинался сезон прядения и продолжался вплоть до марта. Собравшись в избе, пряхи устраивали посиделки – запрядки, во время которых свой монотонный труд они скрашивали песнями, сказаниями. Казалось бы, в прядении не было ничего сложного, но, как и в любом деле, существовали свои тонкости: если сильно потянешь нить – она оборвется, если слабо – будет толстой или неровной. Процесс был очень трудоемким: двадцать тысяч метров пряжи было необходимо, чтобы изготовить пятнадцать метров полотна!
Обычно использовали ручную прялку, которая имела элементарное устройство. Она могла быть целиком вырублена из березового пня или иметь составную конструкцию. К вертикальному стоячку с лопастью прикалывалось льняное волокно (использовали также коноплю, шерсть), а сам он крепился к донцу – горизонтально расположенной дощечке, на которую садилась пряха. Принцип устройства был одинаков, но вариантов украшения было не сосчитать – ни одна прялка не повторяла другую. Считается, что почти все виды русской народной росписи по дереву пришли к нам с прялок. Здесь были и растительные мотивы, и символы солнца, и удивительные птицы, и длинноногие кони. Часто встречались резные прялки, многие содержали дарственные надписи, советы, поучения.
В Рузском краеведческом музее вы можете увидеть традиционную ручную прялку с донцем, принадлежавшую когда-то жителям Рузского района. Когда-то она была предметом гордости своей хозяйки, свидетелем рождений и свадеб, радостей и горестей, сопровождавших жизнь русской женщины.
См.также: