ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ: ПАСХА в РУЗСКОМ УЕЗДЕ

В начале XX века в России насчитывалось свыше 30 государственных праздников, среди которых преобладали  церковные.  К таким  праздникам (табельным дням)  в первую очередь относилась  Пасха

(четверг, пятница, суббота Страстной и вся Пасхальная неделя).

 Корни истории этого праздника уходят к  концу  X века и посвящены важным событиям священной истории, особо чтимым христианским святым, чудотворным иконам. Значительная  часть празднеств совпадала древнерусскими календарными празднествами. Так, Пасха слилась с многодневным весенним празднеством древних славян, которое с помощью жертвоприношений и различных магических обрядов должно было обеспечить обильный урожай и приплод скота, благополучие в семьях.

В Рузском уезде кроме хлебопашества, учитывая природные  погодные условия, приходилось заниматься еще каким-то дополнительным ремеслом: кузнечным, изготовлением деревянной тары (ящиков), плетением из лозы и др. Все продукция сбывалась на уездных и московских ярмарках и магазинах. Оттуда же привозились и новости, и городские обычаи, которые потом мирно уживались  с сельскими обрядами  в  купеческой Рузе.

 Н.Н. Волков, чиновник канцелярии Московского губернатора  в «Описании Рузского уезда Московской губернии» приводит сведения, касающиеся бытоописания жителей Рузского уезда. Причем автор замечает, что не смотря на то, что «торговля заставляла крестьян сноситься с горожанами постоянно, это не помешало ружанам сохранить многие обычаи старины, какие видим в празднествах общих и семейных».

   

                                       Вербное воскресенье

Русские люди начинали готовиться к Пасхе заблаговременно и первым шагом  было празднование Вербного воскресенья. Вербное воскресение  открывает Страстную неделю перед Пасхой, наполняя духовную жизнь селян особым смыслом и приготовлениями к достойной встрече Пасхи.

Этот праздник в народной жизни приобрел этнические самобытные черты. В глубине веков родилась легенда по которой верба, а этих деревьев было очень много по российских берегам рек и озер, была многодетной женщиной. И поспорила эта женщина с самой Матерью-Землей  о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

                             Пасхальная открытка начала ХХ века

Считается, что ветки, освященные в церкви, обладают оздоравливающими и оберегающими свойствами. Если в доме хранится освященная верба, то в него не ударит молния, нечистая сила не перейдет порог, не будет сглазу его жителям, хворь обойдет скотину. И, как отголосок древнего предания, до сих пор сохраняется представление о том, что освященная верба помогает чадородию женщин. Также бытует мнение, что верба помогает человеку и в его последний смертный час, отгоняя злых духов от изголовья умирающего.

Древние верования о плодоносящих свойствах вербы дожили до наших дней.  

 

             До сих пор сохранилась традиция освящать веточки вербы

Предпасхальный пост – это суровое испытание для христиан всего мира. И потому велика их радость, когда они получают возможность несколько раз за пост съесть хотя бы рыбу или получить иные послабления. Поэтому ярмарка на Вербное воскресенье такая оживленная.

            Вербное воскресенье на Красной площади в Москве. Начало ХХ века

 Вербное воскресенье сменяет страстная седмица. Это наиболее строгая  неделя Великого поста.

                                            Страстная неделя

Среди других дней недели своими хлопотами выделялся страстной четверг. Его называют Великий четверток или Великий четверг, а в народе чаще - чистый. Для Чистого четверга характерны самые разнообразные обычаи: очистительные, обережные и заклинательные.

В Чистый четверг вставали рано, «до ворона» и купались в реке или проруби, окуривали дома можжевельником, сжигали старые соломенные постели, старую обувь, одежду, мусор; проветривали и просушивали содержимое сундуков; делали тщательную уборку дома и двора; чистили серебряные вещи и оклады икон.

 Но главной заботой Чистого четверга было приготовление творожной пасхи и куличей, окраска яиц. Яйца красили и в Великую субботу, отчего она иногда называлась Красильной. Было принято красить много яиц – 200-300 штук, чтобы хватило и на разговенье, и для подарков во время христосования, и для праздничного стола, и для игр на улице.

                                                   ПАСХА

Пасха – самый большой христианский праздник. Ее приход как бы открывал дверь в новую возрожденную жизнь среди людей и в природе. Такое восприятие усиливалось и благодаря тому, что закончился длительный Великий пост. Все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и Крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно играет.

Поздравляя друг друга с праздником, христосовались (целовались) и дарили крашеные яйца. Проспавших пасхальную заутреню обливали водой.

Символ Пасхи - крашеное яйцо. Им первым разговляются. Часть освященных яиц берегут в течение года. Их использовали, когда хотели уберечь дом от пожара, посевы - от града. По старинному правилу, того, кто умирал на Пасхальной неделе,  хоронили с яйцом в правой руке. Считалось, что этот человек избран Господом.

Вся Пасхальная неделя посвящалась обходу селений церковным причтом. Это был единственный раз в году,  когда выносились запрестольные образа.

В первый день  самого торжественного светлого праздника Пасхи, после великого поста, девушки расплетали косы, распускали волосы по плечам и завязывали на  голове банты. На первый и второй день после обедни крестьяне наряжались в лучшее платье и выходили на улицу. Разделившись на круги: мужчины - на холостых и женатых, а женщины - на замужних и девушек, - они пели духовные песни и христосовались.

На третий день девушки снова заплетали косы, а молодые холостые мужчины строили качели из семи бревен, и начиналось веселье. Парни и девушки распевали протяжные песни о быстротечности праздников, «слезливом времени», про расставание с любимым, про светлую мечту о будущей счастливой жизни.  

На святой неделе варили пиво,  играли на улицах в «передвижки», «горелки» и  «колышки». С четвертого дня праздника начинались хороводы с песнями то про красную девицу, взятую в полон, то про славного российского генерала, которого не плохо было бы полюбить, и прочие мечтательные фантазии...

Автор заметок  говорит о  важнейших церковных праздниках, но описывает не торжественное церковное праздничное богослужение, а то, что происходило после него, за церковной оградой, в крестьянских домах, на деревенской улице, на полях и в лесу.

Сейчас во многом забытые этнографические особенности этих праздников не имеют ярко выраженной региональной окрашенности, но они помогают лучше понять народную деревенскую и семейную жизнь. Перед нами предстают яркие, живые картины давно минувшего времени.

Возвращаются из прошлого духовные традиции православия. Это радует и вселяет надежду на духовное возрождение  всей  наше многонациональной страны.

Пасхальные богослужения в Московском областном филиале  университете МВД РФ

В публикации частично сохранена  стилистика статьи первоисточника

                                                      

                                                            Литература

 Волков Н. Описание Рузского уезда Московской губернии.- Московские губернские ведомости, 1851

 Праздники в Рузском уезде в 1851 году /Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор/ сост. Вступит.статья, комментарии, указатель и словари Т.М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой.- М.:Наследие, 1997.-424с.

В.В.

 

Еще по теме ПРАДНИКИ, ОБРЯДЫ и ОБЫЧАИ Рузского края

Как ружане МАСЛЕНИЦУ встречали

Праздник ЖЕН-МИРОНОСИЦ

Егорьев день - первый выгон скота

Вознесение Господне

Николин день

 

 

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14