Народные празднования и гуляния в Рузском уезде, красочно и подробно описаны Волковым Н.Н. в его примечательных трудах: «Этнографической описание Рузского уезда Московской Губернии» и «Описание Рузского уезда Московской губернии».
Эти обычаи и обряды имели значительное сходство с обычаями других уездов и губерний Центральной России.
Каждый праздник в народной среде имел свое лицо и индивидуальность, несмотря на его ежегодную повторяемость и установившиеся многовековые обряды: обход дворов (молодежью, ряжеными, пастухом, с мирской свечой, молебном, с пением календарных песен), вождение хороводов в весеннее - летнюю пору, посещение родственников с обрядовым угощением и т.п.
Самобытным праздник становился за счет конкретных ритуальных действий, обрядовых песен, закличек, примет, гаданий и т.п., посвященных именно этому дню. В крестьянской традиции эти обряды мирно уживались с яркими торжественными церковными праздниками и воспринимались как органичное целое.
Праздники осеннее-зимнего периода были особенно любимы и значимы. Полевые работы закончены, урожай убран, настало время немного отдохнуть от тяжелого крестьянского труда. К этому периоду приурочивались посиделки, капустники, свадьбы.
С нетерпением ждали праздника встречи зимы – ВВЕДЕНИЕ, которое приходится на 4 декабря / 21 ноября по старому стилю/ и был своеобразной границей труда и отдыха после тяжелого весенне-летне-осеннего периода. «Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
В народе считалось, что «Введение - праздник баб», потому что оказывался среди дней, особенно почитаемых женщинами: днем Покрова Богородицы; Параскевы (14/27 октября; 28 октября/10 ноября); Екатерины, Варвары (4/17 декабря) и др. К этому дню заканчивали чесать и трепать лен, коноплю, запасать глину, запрещалось копаться в земле вплоть до Благовещения. Женщины приступали к ткачеству.
История праздника ВВЕДЕНЬЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Исторические корни праздника уходят в глубь веков - к VII - VIII вв. и носят религиозный характер. Полное название - ВВЕДЕНЬЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Согласно преданию, Марию, будущую Богоматерь, в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели (отсюда и «введение») в иерусалимский храм, оставив ее воспитываться при храме до совершеннолетия. В 15 летнем возрасте ее выдали замуж за пожилого вдовца плотника Иосифа.
На иконах изображают Деву Марию в самом центре. С одной стороны от нее стоят родители Девы, с другой стороны изображен встречающий девочку первосвященник Захария.
Праздник Введения предвосхищает событие Рождества Христова; с этого дня в храмах начинают петь: "Христос рождается, славите!". Продолжается праздник Введения пять дней; его отдание совершается 8 декабря /25 ноября по ст.стилю /
Праздник ВВЕДЕНИЯ в народной традиции
Русский народ сократил полное название церковного праздника до первого слова — «введение», — ассоциируя его не столько с Богородицей, сколько с понятием начала настоящей зимы. «Введеньё пришло — зиму привело», — говорили люди.
Верили, что в этот день по улицам проезжает сама Зима — в белоснежной шубе, на тройке лошадей. Своими дыханием она морозит воздух, рисует снежные узоры на окнах. Мороз и солнце в этот день считались хорошим знаком: это означало добрый урожай хлеба следующим летом. «Наложило Введеньё на воду толстое леденьё» , – говорили в народе.
После праздничного богослужения в храмах крестные родители угощали крестников сладостями, дарили подарки, санки-салазки. В день Введения крестьяне переходили с летнего транспорта (телеги) на зимний (сани), совершали пробный выезд, прокладывали санный путь.
В этот день везде катались на санях с горок и на тройках лошадей, проводили веселые, шумные и многолюдные ярмарки, которые длились от двух недель до месяца.
Ребята, катаясь с горок на санках, в этот день пели:
"Введенье пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,
Красных девчат
На салазки усадило,
На ледянке с горы покатило…"
(Коринфский А.А. 1995. С. 447).
Наступало веселое время Введенских ярмарок и гуляний. Начиналась распродажа избытков нового и старого урожая, заготовка рыбы и мяса на всю зиму, покупали зимнюю одежду, валенки. Особой приметой Введенких ярмарок была торговля санками и санями.
"Вот санки - самокаты,
Разукрашены - богаты,
Разукрашены - раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Введеньев торг у двора,
Санкам ехать пора!"
(Коринфский А.А. 1995. С. 447).
Торговля шла бойко и весело: развлекали народ балагуры-скоморохи, «ученые» медведи по желанию публики изображали, как солдат марширует да как императора коронуют; коробейники разносили горячие пироги, «подогревали» народ сбитнями и медовухой.
Для молодежи – это был день смотрин. Статья «Праздники в Рузском уезде в 1851 году» Волкова Н.Н.так рассказывает об обычаях этого дня в Рузском крае.
«В день Введения начинаются посиделки. Посиделки бывают у вдов. В посиделках принимают участие холостые мужчины и девушки. В первый день посиделок девушки варят пиво, а мужчины приносят с собою лакомства.
Впрочем, Введенские вечера слывут более у крестьян гуляньем, собственно же посиделки начинаются со дня, в который празднуется память Косьмы и Дамиана. Посиделки бывают во всю зиму и продолжаются до половины Великого Поста. На посиделках девушки занимаются по будням пряжею, в праздники - шитьем; мужчины плетут лапти
Главная же цель - удовольствие и выбор невест. Увеселение составляют: песни, пляска под гармонию, загадки, игра в карты: употребительные игры в тони или посыльные короли, жгуты, жмурки, гулючки, также водят в избе хороводы».
Молодожены, сыгравшие накануне, осенью, свадьбу, почитались особо. Обряд «казать молодую» приурочивался к первым санным выездам и сопровождался особой торжественностью.
Родные и знакомые собирались в доме, где были молодожены, чтобы "смотреть как поедет молодой князь со своею княгинюшкой", т.е. на выезд молодых. Перед выездом новобрачных происходило небольшое "столованье" - угощение пришедших гостей, которое прерывалось "на полустоле", чтобы завершиться при возвращении молодоженов. Отправляясь на гулянье, молодые переступали порог своего дома по вывороченной шерстью вверх шубе.
Таким образом они защищались от неожиданных бед и напастей, которые могли повстречаться им во время санного катания. Свекор со свекровью, провожая невестку с молодым мужем на гулянье, просили «остальных поезжан-провожатых уберечь ее от беды встречной и поперечной», «от глаза лихого».
Введенские приметы
На Введение ставили в воду за икону ветки вишни и смотрели накануне нового года, распустились они или засохли. Появившиеся листочки сулили хорошие события в новом году, а засохшие - плохие.
Строго следили за погодой в этот день.
- Если выпадал снег до этого дня, то ждали его таяния.
- Слушали колокольный звон: ясный - к морозам, глухой - к снегу.
- Примечали, что снежный покров, который укрывал землю после Введения, уже не растает до весны.
- Смотрели, морозная ли погода в этот день. Считалось в случае мороза, все зимние праздники будут морозными, и наоборот - тепло, значит, торжества зимой теплые предвидятся.
- Если с этого дня устанавливалась глубокая зима, ждали хорошего урожая зерновых.
Праздник Введенья был действительно народным гуляньем с песнями и русским раздольем. Встретив Зиму, народ начинал готовиться к празднику Рождества Христова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.- СПб «Искусство-СПБ» 2001.
2. Волков Н. Описание Рузского уезда Московской губернии.- Московские губернские ведомости, 1851
3. Волков Н. «Этнографической описание Рузского уезда Московской Губернии».
4. Коринфский А.А. Народная Русь.-М.,1995
В.В.
Еще по теме ПРАЗДНИКИ и ОБЫЧАИ РУЗСКОГО КРАЯ